Джэк Лондон (1876-1916)


Американский писатель Джэк Лондон (его настоящее имя Джон Гриффит) пользуется признанием самых широких читательских масс. Его любовь к людям труда, стремление к социальной справедливости, ненависть к эгоизму, корыстолюбию, неизбежным в буржуазном обществе, близки и понятны демократическому читателю всего мира. С увлечением читает его романы, повести, рассказы молодежь.

Жизнь Джэка Лондона не менее, чем жизнь его героев, богата приключениями, полна острых и волнующих противоречий,

Родившись в семье обедневшего фермера, Лондон с детства начал работать. Он был продавцом газет, рабочим консервной фабрики. Некоторое время бродяжничал и исходил немало длинных американских дорог в поисках заработка. Лондон познал страшную судьбу трудящихся капиталистической Америки, которых безработица превратила в бездомных бродяг. Джэк Лондон плавал матросом на промысловой шхуне в Тихом океане, переменил множество профессий и, наконец, «заболев» так называемой «золотой горячкой», в 1897 г. поехал на Аляску, где незадолго до этого было обнаружено золото. Ему не удалось разбогатеть на золотых россыпях, но зато впечатления от борьбы человека с суровой, северной природой стали материалом для его первых рассказов, сразу же обративших на себя внимание читателей и критики.

Уже в ранних произведениях (сборниках рассказов «Северная Одиссея», «Сказки южных морей») проявились красочные и привлекательные черты Лондона-художника: национальный американский колорит, острое чувство природы, романтика приключений. Его герои — смельчаки, мужественно единоборствующие с природой вдалеке от капиталистических городов, от мира корысти и хищничества. Они смелые, энергичные, верные в дружбе.

Таков Мэзон из рассказа «Белое Безмолвие». Он раздавлен деревом, но не страшится погибнуть в снежной пустыне. Мэзон требует, чтобы жена и его товарищ Кид не рисковали жизнью ради него, не дожидались его неизбежной смерти и продолжали бы свой путь к человеческому жилью. Мелмут Кид — товарищ Мэзона — снова появляется в рассказе «За тех, кто в пути» со своим пониманием права и справедливости, основанным на человечности, сочувствии всем тем, кто обижен сильными и богатыми. Молчаливая скромная женщина из племени северных индейцев Пас-сук (рассказ «Мужественная женщина»), таящая в себе огромное чувство любви, умирает с голоду ради того, чтобы ее муж смог окончить опасный путь и сообщить людям о голодающем поселке.

В. И. Ленину очень нравился рассказ Лондона «Любовь к жизни», где всепобеждающая воля к жизни, мужество и стойкость помогают почти умирающему человеку победить волка, который преследует его.

Джэк Лондон написал ряд рассказов и повестей («Белый клык», «Зов предков», «Майкл, брат Джерри»), где наряду с людьми героями являются животные, изображенные писателем с глубоким пониманием и любовью.

Джэк Лондон, испытавший бедность, эксплуатацию и горькие муки безработицы, хорошо знал, что не только с суровой природой пустынь «белого безмолвия» и океанов вынужден бороться человек, отстаивая свою личную свободу. Его творчество волнует постоянными, хотя иной раз и противоречивыми, раздумьями о том, как добиться свободы для человеческой личности, как бороться против всяческого ее порабощения. Эти раздумья привели писателя к социалистическим идеалам, связали его с рабочим социалистическим движением Америки, от которого он, однако, отошел в годы его спада.

Борьба против социальной несправедливости, предчувствие грядущих социалистических революций составили содержание известного романа Джэка Лондона «Железная пята» (1907), которым в свое время зачитывались рабочие многих стран. В романе писатель

выражал уверенность в том, что, несмотря на возможные временные поражения, социалистическая революция должна одержать победу над миром социального зла. И хотя автор не во всем последователен в этой книге, значение «Железной пяты» нельзя преуменьшить. В ней показана лживость демократических свобод в Америке, героизирована революционная борьба, утверждается неизбежность социализма.

Вопрос о положении честного писателя в буржуазном обществе был особенно близок Джэку Лондону. Судьбе писателя из народа — трагической, несмотря на то что он в конце концов достиг славы и богатства, посвящена одна из лучших и наиболее глубоких книг Лондона — роман «Мартин Иден» (1909).

Мартин Иден — человек из народа. Ценой огромных усилий и жертв он сумел осуществить свою мечту и стать писателем. Лживому буржуазному искусству, искажающему правду жизни, Иден противопоставил свое талантливое реалистическое творчество. Он долго не получает признания. Лишь благодаря случайному покровительству влиятельных людей из привилегированного общества к Мартину Идену пришел успех. Но слава принесла ему лишь чувство глубокого разочарования и пустоты. Иден увидел, как корыстны и ничтожны люди, которые казались ему раньше носителями культуры и духовного богатства и которым он был обязан своим возвышением. Он пришел к ложной мысли, что подлинное искусство, искусство правды, никому не нужно. Потерявший связь с простыми людьми, друзьями своей юности, Мартин Иден не смог перенести душевного одиночества и покончил с собой. Хотя Джэк Лондон показал в «Мартине Идене» роковую роль, которую сыграла оторванность писателя от народа, ему самому не удалось избежать буржуазных влияний. В ранних рассказах Лондон иной раз утверждал право «сильной личности», гордый индивидуализм героев. В последние годы жизни, приспосабливаясь к вкусам буржуазно-мещанского читателя, он написал ряд малохудожественных, незначительных по своему содержанию произведений.

Но мы любим лучшие книги Джэка Лондона, в которых он раскрыл народные черты своего мироощущения и таланта: ненависть к буржуазной цивилизации, свободолюбие, уважение к созидательной энергии, воле и отваге человека, страстную любовь к величественной и неиссякаемой красоте природы.