Лу Синь (1881-1936)


Великий китайский писатель Лу Синь родился в небольшом городе Шаосине провинции Чжэцзян. Семья Чжоу (Лу Синь — это псевдоним писателя) принадлежала к привилегированному сословию. Однако Лу Синь вырос в бедности.

Разорение, а затем тяжелая болезнь и смерть отца заставили его рано узнать жизнь. Испытал он и горечь пребывания из милости у чужих людей, и унизительные просьбы в ломбардах, куда приходилось отдавать в заклад вещи, и у ростовщиков, одалживавших деньги под большие проценты.

Лу Синь познакомился и с деревней, куда часто ездил гостить к родным матери. Там увидел он, как тяжко трудится китайский крестьянин и как много несправедливостей он выносит. Таковы были жизненные уроки мальчика из семьи Чжоу, будущего китайского писателя.

Китай времени детства и юности Лу Синя был империей. Народ страдал от произвола чиновников и помещиков. К этому присоединялся и гнет иностранных империалистов, которые стремились превратить Китай в колонию и вели себя в чужой стране, как в завоеванном государстве.

Лу Синь с детства видел бесправие и нищету народа. После окончания бесплатного железнодорожного и горного училища в Нанкине Л у Синь уехал в Японию, где он изучал медицину: ему хотелось, чтобы в Китае было больше своих, китайских врачей, способных облегчить физические страдания народа. Впоследствии Л у Синь понял, что только освобождение от гнета чиновников, помещиков и иностранных империалистов может создать иную жизнь в Китае.

Все свои силы отдал Лу Синь борьбе за народное счастье. Став писателем (первый рассказ его «Записки сумасшедшего» был опубликован в 1918 г.), Лу Синь возглавил создавшуюся в Китае новую литературу, которая стремилась писать о жизни народа и на языке, понятном народу.

Эту литературу назвали литературой движения «4 мая». Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в Китае поднялось движение против феодалов-помещиков и чужеземных империалистов. Началось оно с демонстрации в столице Китая — Пекине 4 мая 1919 г. К этому времени в Китае уже существовал республиканский строй (император был свергнут в 1911 г.), но труженикам городов и деревень жилось по-прежнему тяжело.

Вот об этом-то и говорили в своих произведениях передовые китайские писатели и первый среди них Лу Синь, показавший всю гнилость китайского государства того времени.

Вы читаете рассказ «Родина» и видите, как беззаботный крестьянский мальчик Жунь-ту превращается в забитого, покорного судьбе, молчаливого человека. Перед вами Кун Ицзи из одноименного рассказа — жалкий недоучившийся интеллигент, терпеливо сносящий жестокость окружающих. Вам жаль бедную пряху Шань-сы, у которой умирает ребенок (рассказ «Завтра»); вы задумываетесь над тем, как опутали суеверия людей, покупающих кровь казненного, якобы исцеляющую смертельно больного.

В 1921 г. Лу Синь написал самое замечательное свое произведение «Подлинная история А-кью» — повесть о жизни батрака.

А-кью самый последний человек в своей деревне. На всех он работает, все им помыкают, а он постоянно утешает себя мыслью о том, что он лучше их и поэтому «моральная победа» за ним. Образ А-кью — сатира на тех, кто в Китае безропотно сносил все издевательства иностранных захватчиков, оправдывая безропотность своей «моральной победой». Эти люди ссылались на то, что древний китайский народ лучше, культурнее, чем пришедшие «варвары», и поэтому «моральная победа» всегда за ним. «Акьюизм» (так стали называть эту отвратительную психологию раба, оправдывающего свое рабство) был выгоден помещикам и империалистам.

О многом страшном поведал Лу Синь, нарисовав широкую картину китайской жизни, и многих заставил понять, что дальше так продолжаться не может. Но заслугой Лу Синя было и то, что он взглядом своим проник в живую душу народа, рассказал о его благородстве, о его революционных порывах: писатель сумел увидеть й душевную чистоту рикши — героя «Маленького происшествия», и доброту людей, населяющих рассказ «Деревенское представление», и революционный героизм юноши в рассказе «Снадобье».

Художественные произведения Лу Синя объединены в сборники «Клич», «Блуждания», «Дикие травы», «Старые предания, рассказанные по-новому».

Перу Лу Синя принадлежит также множество публицистических произведений и переводов. Его революционные очерки и статьи были направлены против китайских реакционеров. Друг Советского Союза, Лу Синь пропагандировал своими переводами и статьями русскую классическую и советскую литературу. Его предсмертным трудом был перевод «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

Живя в бедности, больной, преследуемый реакционным гоминдановским правительством, писатель до последнего дня жизни сохранил свой светлый талант, свою неукротимую силу борца. Умер Лу Синь 19 октября 1936 г.

Лу Синь был великим писателем-реалистом, революционным мыслителем. Произведения его оказали огромное влияние на развитие современной китайской литературы, имя его стоит в одном ряду с именами лучших писателей мира.