Рабиндранат Тагор (1861—1941)


Жизнь великого индийского писателя Тагора охватывает громадную историческую эпоху. Он вошел в литературу, когда господство английских колонизаторов в Индии казалось незыблемым. А на исходе своих дней писатель был свидетелем того, как рушилась власть английских угнетателей.

За свою творческую жизнь Тагор создал более ста рассказов, двенадцать романов и повестей, десятки сборников стихов, пьесы, публицистические статьи, философско-религиозные и литературоведческие труды, школьные учебники.

Среди простых людей Индии увидел писатель образы своих героев. Грубой силе тиранов он противопоставил прекрасные качества своего народа — простоту, щедрость души, искренность, самоотверженность.

В первые годы XX в., ознаменовавшиеся в Индии подъемом национально-освободительного движения, Тагор создает роман «Крушение». Писатель убедительно показывает гибель старого жизненного уклада Бенгалии середины XIX в.

Герои романа борются против патриархальной морали, религиозных догм, жестокой тирании, на которую обычай обрекает женщину в доме мужа. Ведущая роль в романе отводится мужественной и самоотверженной деревенской девушке Комоле.

Герои ряда романов Тагора наделены чертами борцов за народное счастье — сильной волей, непримиримостью, самоотверженностью. Таков, например, Гора — центральный персонаж одноименного романа (1906). Однако сам Тагор отрицал революционное насилие как средство политической борьбы. В ряде своих произведений он призывает к уходу от действенной жизни в мир самоуглубления и самопознания, к покою и полному примирению с природой, со Вселенной.

Эта ограниченность взглядов писателя зачастую ослабляет художественную мощь его творений, не дает возможности до конца понять смысл изображаемых событий.

Тагор-лирик — один из самых волнующих поэтов мира. Его пейзажная лирика достойна страны, где природа так щедра и богата. Радостные гимны красоте и величию Индии сочетаются у него с горестными раздумьями о страданиях народа.

Тагор насыщает свои поэтические произведения любимыми мифологическими образами индийского народа и в образах богов и сказочных героев славит высокие нравственные качества простых людей.

Вдохновенный творческий труд дополнялся у Тагора пламенной борьбой за справедливость. В бурные дни подъема национально-освободительного движения писатель становится одним из руководителей кампании за развитие национального производства.

В 1919 г., возмущенный кровавой бойней, устроенной английскими империалистами в городе Амритсаре, Тагор посылает гневное письмо вице-королю Индии и отказывается от титула пэра, пожалованного ему английским правительством.

В сентябре 1930 г. сбылась мечта Тагора — он посетил Советский Союз. Здесь старый писатель смог увидеть свершение своих заветных дум о свободном человеке, о новом мире, не знающем рабства и угнетения.

7 августа 1941 г. Тагор умер.

Творчество его оставило глубочайший след в индийской культуре. Писатель вдохнул жизнь и поднял на уровень высокого мастерства новые жанры индийской литературы — рассказ, роман. С его именем связан расцвет реализма в художественном слове Индии.