Литература XIX в. на Западе


XIX век — один из самых сложных периодов в истории литературы стран Западной Европы и США — отмечен огромным разнообразием писательских дарований, богатством идей и художественных форм.

Границы эпохи четко обозначаются двумя всемирно-историческими событиями — Великой французской буржуазной революцией 1789 —1794 гг. и Парижской коммуной 1871 г. Это время, без малого столетие, вместило в себя подъем, утверждение и начало упадка буржуазного общества.

По словам гениальных авторов «Коммунистического манифеста», буржуазия, там, где она приходила к господству, «не оставляла между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана».

Откроем поэму величайшего английского поэта Байрона «Дон Жуан» (см. ст. «Джордж Байрон»), и бросятся нам в глаза строфы, в которых поэт с горькой иронией отмечает, что самой большой силой в жизни стало золото:

 

О золото! Кто возбуждает прессу?
Кто властвует на бирже? Кто царит
На всех великих сеймах и конгрессах?
Кто в Англии политику вершит?
Кто создает надежды, интересы?
Кто радости и горести дарит?
Вы думаете — дух Наполеона?
Нет! Ротшильда и Беринга мильоны!
(Перевод Т. Гнедич.)

 

О власти золота и звериной сущности буржуазного общества устами ростовщика Гобсека говорил и другой замечательнейший писатель XIX в. — француз Оноре де Бальзак (см. ст. «Оноре де Бальзак»): «...Всяческие наши нравственные правила и убеждения — пустые слова... Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества... Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми. И она неизбежна. Так уж лучше самому давить, чем позволять, чтобы другой тебя давил».

Социальные противоречия эпохи порождали классовую борьбу. XIX век ознаменовался появлением на исторической арене пролетариата, вступившего в бой за свои интересы. Передовая литература XIX в. развивалась в самой гуще классовых битв, отражая в художественной форме социальные противоречия времени, интересы и чаяния широких народных масс.

Два течения, пришедшие на смену классицизму и сентиментализму (см. ст. «Классицизм во Франции», «Русская литература XVIII в.»), заняли центральное место в литературе XIX в. Это — романтизм и критический реализм.

В романтизме отразилось неприятие новой, буржуазной действительности писателями, относящимися к самым различным слоям общества. Неприглядной действительности романтики противопоставляли изображение жизни, идеальной по их понятиям. Критика буржуазии велась этими писателями с разных позиций.

Были романтики консервативные и даже реакционные, которые, отвергая буржуазный строй, мечтали о возврате к феодальному прошлому. Таков, например, немецкий писатель Новалис и родоначальник реакционного романтизма во Франции Шатобриан. Но были романтики и прогрессивные. Они рассказывали о страданиях народа и не только звали его к борьбе за свободу, но и сами становились участниками национально-освободительных и революционных движений.

 

Народ в оковах, — будь свободен!
Народ свободный, — будь велик! —

 

писал крупнейший французский писатель-романтик Гюго (см. ст. «Виктор Гюго»). Выступая в 1869 г. на Лозаннском конгрессе мира, Гюго вдохновенно восклицал: «Наша цель — свобода! Свобода даст мир!»

Английский поэт-романтик Перси Биши Шелли (1792—1822), «революционер с головы до пят», по словам Карла Маркса, посвятил свой поэтический дар борьбе за освобождение народа — создателя всех жизненных ценностей. Обращаясь к «Мужам Англии», поэт писал:

 

Англичане, почему
Покорились вы ярму?
Отчего простой народ
Ткет и пашет на господ?
Для чего вам одевать
В шелк и бархат вашу знать,
Отдавать ей кровь и мозг,
Добывать ей мед и воск?
Пчелы Англии, зачем
Создавать оружье тем,
Кто оставил вам труды,
А себе берет плоды?
Где у вас покой, досуг,
Мир, любовь, семейный круг,
Хлеб насущный, теплый дом,
Заработанный трудом?
Кто не сеет — жатве рад,
Кто не ищет — делит клад,
И мечом грозит не тот,
Кто в огне его кует.
Жните хлеб себе на стол,
Тките ткань для тех, кто гол,
Куйте молотом металл,
Чтобы вас он защищал.
(Перевод С. Маршака.)

 

Деятельными участниками национально-освободительных движений были гениальные поэты Байрон и Мицкевич (см. ст. «Адам Мицкевич»), Французская писательница Жорж Санд (1804—1876) принимала активное участие в революционных событиях 1848 г.

Обширный круг жизненных интересов занимал внимание писателей-романтиков, но каких бы сторон жизни они ни касались, во всем сказывалась их враждебность буржуазному миру.

Они создавали многочисленные произведения, в которых красочно изображали времена рыцарства и эпоху господства дворянства. И это, и пристрастие романтиков к изображению природы и патриархального сельского быта объяснялось их враждебностью к капиталистическому городу.

Однако центральным вопросом, занимавшим писателей того времени, был вопрос о судьбе личности. На первых порах буржуазия боролась против феодализма под знаменем свободы. Но очень скоро обнаружилось, что буржуазный строй не освобождает, а закабаляет человека. Романтики выразили в своих стихах и романах протест против подавления буржуазным обществом человеческой личности. Они изображали гордых, непокорных героев, не признающих над собой ничьей власти, бросали вызов ложной буржуазной морали.

Литература прогрессивного романтизма часто изображает конфликт между людьми, жаждущими полной свободы, и теми, кто покушается на эту свободу. Пусть в большинстве произведений, созданных романтиками, действуют средневековые персонажи, но конфликты, в которых они участвуют, отражают борьбу буржуазных и антибуржуазных начал жизни.

Литература романтизма отличалась большим разнообразием жанров. В ней получила развитие лирико-эпическая поэма, например «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона; историческая трагедия («Эрнани» Гюго, «Марино Фальери» Байрона); исторические романы («Айвенго» Вальтера Скотта, «Собор Парижской богоматери» Гюго, «Обрученные» итальянского писателя Алессандро Мандзони, «Консуэло» французской писательницы Корж Санд).

Очень часто писатели-романтики, желая уйти от окружавшей их пошлой действительности, обращались к жанру фантастической новеллы или повести. «Что же загнало его в туманную область фантазерства, в это царство саламандр, духов, карликов и чудовищ, — писал о знаменитом немецком писателе-романтике Э. Т. А. Гофмане В. Г. Белинский, — если не смрадная атмосфера... скука и пошлость общественной жизни, в которой он задыхался и из которой готов был бежать хоть в дом сумасшедших».

Следует отметить, что романтики создавали также романы, посвященные социальным проблемам, такие, как «Отверженные» Гюго, «Грех господина Антуана» Жорж Санд.

Жорж Санд — псевдоним Люсиль Авроры Дюдеван. Всемирное признание принесли ей удивительно поэтичные романы, пропагандирующие идеи женского равноправия и утопического социализма.

Писательница, которую за огромный талант и прогрессивную направленность высоко ценили Карл Маркс и русские революционеры-демократы, очень часто изображала жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какую она хотела бы видеть. Именно в стремлении изображать не реальную, а идеальную жизнь и идеального человека выразился романтизм Жорж Санд.

Эпоха романтизма отмечена также расцветом лирики, составляющей значительную часть творческого наследия таких всемирно известных поэтов, как Байрон, Шелли, Гюго, Гейне, Мицкевич.

Развитие романтизма в основном приходится на конец XVIII и первую половину XIX в. Но уже начиная с 30-х гг. XIX в. наряду с романтизмом появилось новое течение — реализм. Точнее оно называется критическим реализмом. Критическим это течение именуется потому, что по духу своему оно было враждебно буржуазному обществу и его бесчеловечной морали.

Писатели-реалисты отличались от романтиков тем, что они не отказывались от изображения повседневной жизни буржуазного общества. Наоборот, именно ее они сделали основным материалом своего творчества, сумели разглядеть главное, закономерное в жизни. Главной целью реалистов было обнажение пороков буржуазного мира.

Эти писатели преимущественно были выходцами из буржуазии, но благодаря уму, честности и таланту сумели подняться выше интересов и понятий своей среды. Однако действительного пути для решения общественных противоречий критические реалисты не видели, так как, любя народ, все же стояли далеко от возникшего в их время революционного пролетарского движения. И хотя некоторая идейная ограниченность присуща даже лучшим мастерам критического реализма, мы ценим их за глубоко правдивое изображение действительности, за смелую и беспощадную критику господствующих классов, за защиту естественных прав всех людей и, наконец, за высокое художественное мастерство.

Порокам буржуазных хищников, слабости тех людей, которые подчинились бездушным законам буржуазного общества, реалисты противопоставляли свою веру в лучшие начала человека, в его способность победить зло.

Наиболее выдающимися писателями-реалистами в первую половину XIX в. во Франции были Стендаль (см. ст. «Стендаль») и Бальзак (см. ст. «Оноре де Бальзак»), а в Англии — Диккенс (см. ст. «Чарлз Диккенс») и Теккерей (см. ст. «Уильям Мейкпис Теккерей»).

Господствующим жанром реалистической литературы стал роман из современной жизни.

Герои реалистических произведений, как правило, люди типичные для того или иного социального слоя, изображались писателями во всей сложности присущих им противоречий.

После поражения революционных движений 1848—1849 гг. буржуазный строй в глазах большинства писателей стал казаться прочным и незыблемым. Надежда на торжество идеалов свободы бесследно исчезла. Так, выдающийся французский писатель-реалист Гюстав Флобер (см. ст. «Гюстав Флобер»), творчество которого падает на 50—70-е гг., считал, что ничто не может свергнуть господство ненавистных ему мещан и буржуа.

Честному человеку, по мнению Флобера, не оставалось ничего, кроме презрения к пошлости жизни.

Замечательным явлением XIX в. была возникшая в огне классовых битв и непосредственно связанная с борьбой за свободу революционно-демократическая литература. Представители этой литературы во Франции — поэт-песенник Беранже (см. ст. «Пьер Жан Беранже»), чьи песни звучали на парижских баррикадах в 1830 и 1848 гг., поэт Огюст Барбье (1805—1882) и, конечно, автор великого революционного гимна «Интернационал» Потье (см. ст. «Эжен Потье»),

Выдающийся поэт революционной демократии Германии Гейне (см. ст. «Генрих Гейне») в 40-е гг. XIX в. сблизился с Карлом Марксом и примкнул к коммунистическому движению. Наряду с Гейне в эти же годы в Германии появилась целая плеяда революционных поэтов. Самыми известными из них были: Ф. Фрейлиграт, Г. Гервег и Г. Веерт, которого Фридрих Энгельс назвал первым пролетарским поэтом Германии.

Революционно-демократические настроения проявились и в английской поэзии 30—40-х гг. в творчестве Томаса Гуда (1799 — 1845). Участником революции 1848 г. в Венгрии был народный поэт революционер-демократ Петефи (см. ст. «Шандор Петефи»),

На протяжении XIX в. все более развивались связи и взаимоотношения между литературами европейских народов.

Идеи немецких романтиков оказывали влияние на формирование литературной теории романтизма во всей Европе. Поэзия Байрона и исторические романы Вальтера Скотта способствовали развитию лирико-эпической поэмы и исторического романа в ряде стран Европы. Творчество романистов-реалистов получало также широкие отголоски в литературе разных стран.

Всемирное признание получила в XIX в. и русская литература начиная с А. С. Пушкина. С каждым годом росло ее значение. У русских реалистов-классиков Тургенева, Толстого, Достоевского учились мастерству раскрытия внутреннего мира человека крупнейшие писатели Запада.