Адам Мицкевич (1798-1855)


Дольше ста лет прошло со дня смерти великого польского поэта Мицкевича, но не утратили своей силы, глубины и прелести его стихи. Мицкевича мы называем не только в ряду блестящих мастеров слова, но и в ряду борцов за счастье и свободу народа.

Адам Мицкевич называл свою родину Литвой, но трудовой народ, среди которого он жил в детские и юношеские годы, был белорусским.

Литва вместе с белорусскими землями входила в состав исторической Польши, которая в конце XVIII в. была разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Литва по этому разделу отошла к России.

Родился Мицкевич 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье, около города Новогрудка, находящегося ныне на территории Белорусской ССР.

Отец поэта, Николай Мицкевич, был адвокатом при Новогрудском суде. Он происходил из мелкой шляхты, польской по языку и быту.

С восхищением слушал мальчик народные сказки, песни, легенды, и они навеки запечатлелись в его душе.

В то время политика национального угнетения, проводимая царским правительством в Польше, вызывала возмущение всех передовых людей. Мицкевич рос в атмосфере надежд на освобождение и возрождение Польши.

Будучи студентом, он стал идейным вдохновителем патриотических студенческих обществ в Виленском университете. Мицкевич поддерживал тесные связи с этими обществами и позже, учительствуя в Ковно. После длительного следствия поэта оторвали от родины и отправили в Россию.

Уже в первой книге стихов, основную часть которой составляют «Баллады и романсы» (1823), Мицкевич выступает как самобытный романтик.

Сквозь тьму и туман мчатся в этих балладах черные всадники, во мраке ночи бряцают мечи и кольчуги, гудят невидимые колокола, звучат таинственные голоса. Все это вымысел, но он согрет любовью к человеку, к правде, к оскорбленным и униженным («Рыбка»), напоен ненавистью к злу и неправде, к угнетателям и тиранам («Засада», в переводе Пушкина — «Воевода»); все это поэзия, увлекающая нас яркостью образов, меткостью эпитетов, чудесной музыкой слова.

Полные любви к народу и родине стихи поэта рождали у современников чувство патриотизма.

Народные поверья и легенды явились основой и большой драматической поэмы Мицкевича «Дзяды», над которой он работал в этот период.

Стремлением к свободе, чувством горячей любви к отчизне проникнуты многие произведения Мицкевича. Знаменитой «Одой юности», которую можно назвать манифестом свободолюбивого молодого поколения, поэт обращается к своим товарищам и сверстникам:

 

Ну, руку в руку! Шар земной
Мы цепью обовьем живой!
Направим к одному все мысли и желанья...
(Перевод Н. Семенова.)

 

В поэме «Гражина» (1823) поэт рассказывает о давней борьбе литовцев с немецкими рыцарями-захватчиками и о патриотическом подвиге литовки Гражины. Она пожертвовала своей жизнью для того, чтобы спасти отчизну.

Мицкевич любил русский народ. Он сблизился с передовыми людьми России — Жуковским, Вяземским, Иваном Козловым, подружился с Пушкиным, Рылеевым и Бестужевым-Марлинским. Мицкевич был принят в круг декабристов.

В России Мицкевич создал одно из самых выдающихся своих произведений — поэму «Конрад Валленрод».

В поэме изображена одна из наиболее кровавых страниц истории Литвы — борьба с немецкими рыцарями-захватчиками. Центральный герой поэмы — Конрад посвятил себя самоотверженному служению отчизне.

Поэма завоевала большую популярность среди передовых читателей и вызвала враждебное отношение царских чиновников.

С 1829 г. начинается беспокойная, скитальческая жизнь поэта за границей.

За долгие годы эмиграции поэт жил в Германии и Италии, во Франции и Швейцарии, встречался с самыми выдающимися людьми своего времени: с польским композитором Шопеном, французской писательницей Жорж Санд, русскими писателями Гоголем и Герценом, датским скульптором Торвальдсеном, немецкими романтиками Шлегелем и Тиком, русским художником Брюлловым.

В 1830—1831 гг. в Польше вспыхнуло восстание против русского царизма. Мицкевич рвался к месту событий. Но когда он хотел перейти границу, восстание было уже подавлено.

В Дрездене Мицкевич пишет третью часть начатой в Ковно драматической поэмы «Дзяды». Название произведению дал старинный народный обряд празднования памяти умерших.

Самое светлое, самое спокойное, самое реалистическое его произведение — поэма «Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве» (1832-1834).

Герой поэмы Тадеуш, став владельцем большого числа крепостных, решает отпустить их на волю с землей, «право на которую они добывали кровавым трудом, плодами которой они всех кормят и обогащают».

В этой части поэмы особенно ясно видно, что время создания «Пана Тадеуша» было для Мицкевича временем горячей политической деятельности, революционный характер которой определил идейную направленность поэмы.

О поэме можно сказать, что она является такой же энциклопедией жизни старой Литвы, как «Евгений Онегин» — энциклопедия жизни России, современной Пушкину.

Мицкевич стоит в ряду таких поэтов-революционеров, как Байрон, Гейне, Петефи, Шевченко. Говоря о Мицкевиче-поэте, нельзя обойти молчанием его общественно-политическую деятельность.

Мицкевич лихорадочно работал во имя своих идей как гражданин, как публицист, то читая в Париже курс лекций по славянским литературам, то организуя в Италии польские легионы для совместного с итальянцами восстания против Австрии, то редактируя издаваемую на французском языке газету «Трибуна народов», то завязывая отношения с Герценом. Эта политическая деятельность привела поэта в 1855 г. в Константинополь, где он и умер от внезапной болезни.

Мицкевич был сложной натурой. Он много любил, много страдал, много ненавидел, не раз ошибался... Но вся жизнь его была самоотверженным служением народу — трудовому народу. А поэзия его вошла в золотой фонд мировой культуры.