Выдающиеся французские писатели конца ХIХв. Золя, Мопассан, Доде


В 70-х гг. прошлого века у Г. Флобера встречались многие видные писатели, среди них — Эмиль Золя (1840—1902), Ги де Мопассан (1850—1893) и И. С. Тургенев. Тургенев, как вспоминал позже Мопассан, обычно приносил к Флоберу произведения русских писателей и бегло переводил их.

В те годы общение французских и русских писателей становилось все более тесным. Русская литература, вступившая в эпоху своего расцвета, приобретала огромное международное значение. Наряду с этим и творчество французских писателей пользовалось в России исключительной популярностью. Русские демократические читатели оценили талант Золя раньше, чем писатель получил признание у себя на родине. Исключительно высокую оценку получили в России и произведения Мопассана, считавшего своими наставниками в искусстве Флобера и Тургенева. Как и Флобер, Золя и Мопассан продолжали традиции реализма XIX в. С 1871 по 1893 г. Золя осуществил грандиозный замысел, создав двадцатитомную серию романов «Ругон-Маккары». Золя предполагал в этих романах детально изобразить историю нескольких поколений одной семьи Ругон-Маккаров в период Второй империи. В своем замысле он отдавал дань возникшей тогда в литературе теории натурализма, который придает преувеличенное значение наследственности и рассматривает человека в значительной мере со стороны физиологических процессов жизни. Но Золя-реалист вышел далеко за пределы своей натуралистической теории. По существу, на судьбах многочисленных представителей семьи Ругон-Маккаров Золя дал широкую картину жизни различных общественных классов Франции 50—60-х гг.

В романе «Карьера Ругонов» Золя показал жизнь французской провинции в момент государственного переворота Луи Бонапарта (1851). Буржуазии, которая в расчете на выгоды поддержала монархистов, Золя противопоставил своих героев из народа — республиканцев Сильвера Муре и его подругу Мьетту.

Выступая смелым обличителем Второй империи — ее политиков, биржевиков, коммерсантов, монополистов (романы «Добыча», «Деньги», «Чрево Парижа», «Его превосходительство Эжен Ругон», «Дамское счастье»), Золя большое внимание уделил трудовому народу, впервые ввел в художественную литературу тему рабочего класса.

В романе «Западня» (1877) он рассказал о нищенской жизни трудовой парижской семьи и о печальной судьбе прачки Жервезы. В романе «Жерминаль» (1885) Золя описал стихийную стачку французских углекопов, восставших против бесчеловечных условий существования, на которые они были обречены шахтовладельцами. «Жерминаль», как говорил сам писатель, — роман о борьбе труда и капитала, за порогом которой стоит социальная революция.

Серия «Ругон-Маккары» завершается романом «Разгром», посвященным изображению франко-прусской войны 1870—1871 гг., кончившейся поражением Франции при Седане (1870) и крахом Второй империи.

Окончив серию «Ругон-Маккары», Золя написал ряд значительных произведений. В романе «Лурд» (1894) он обнажил грязные махинации католической церкви. За год до смерти Золя создал утопический роман о социалистическом преобразовании общества — «Труд» (1901).

В 1898 г. Золя смело выступил на общественном поприще, обвинив шовинистски настроенную французскую военщину и правительственных чиновников в несправедливом осуждении офицера Дрейфуса. Статья Золя «Я обвиняю!» вызвала горячий отклик во всем мире.

Замечательный новеллист Ги де Мопассан обратил на себя внимание в литературе в 1880 г. рассказом «Пышка». Рассказ был напечатан в сборнике патриотических произведений о франко-прусской войне, в который вошла также повесть Золя «Осада мельницы». Читатели сразу отметили зрелое мастерство автора «Пышки», свойственную ему живость в обрисовке различных представителей французского общества.

Мопассан несколько раз впоследствии обращался к патриотической теме. Широко известны его новеллы «Дядюшка Милон», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль», в которых стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерному «патриотизму» господствующих слоев Франции.

Внося много нового в разработку жанра новеллы, Мопассан умел создавать маленькие реалистические шедевры, где на нескольких страницах раскрыта жизнь в ее повседневном течении, где трагическое подчас отражено наряду с комическим, где свет и тень как бы создают свое, особое освещение событий.

В новеллах французского писателя много задушевности, лиризма. Мопассан любил рассказывать о бесхитростных людях, мелких городских служащих, солдатах, деревенских рабочих; о том, как нелепо и горько иногда складывается их жизнь.

Жена чиновника г-жа Луазель («Ожерелье») одолжила у подруги ожерелье, чтобы единственный раз в жизни поехать с мужем на бал в министерство. Ожерелье было потеряно, супруги купили новое и десять лет выплачивали потом деньги, неимоверно большие для их скромных доходов. На это ушли лучшие годы жизни, ушли, кстати, совершенно напрасно. Ведь драгоценности, которые им одолжили знакомая, были поддельными.

Может быть, другой писатель сделал бы историю с ожерельем нарочито смешной, забавной. Мопассан в этом анекдотическом случае увидел грустное, раскрыв в новелле мысль о том, как необходимо людям счастье и как недоступно оно многим.

Мопассан — мастер тонких оттенков. Казалось бы, между четой Луазель и супругами Орейль («Зонтик») нет большой разницы. Г-н Орейль тоже чиновник. Но здесь история с прожженным зонтиком, за который г-жа Орейль потребовала компенсацию в страховом обществе, рассказана автором с явной иронией. Мопассан высмеивает отталкивающее корыстолюбие, идиотическую расчетливость буржуазии.

Хотя Мопассан почти никогда не высказывает своего личного отношения к изображенным событиям, оценка людей и их поступков в его произведениях не вызывает сомнений у читателей. Нам симпатичен солдат Буатель, наивно предположивший, что родители согласятся на его брак с негритянкой («Буатель»), и чужд господин Караван, который считал себя хорошим сыном, но в действительности любил не мать, а ее наследство. («В своей семье») Молчаливый кузнец Филипп, готовый заменить мальчику Симону отца («Папа Симона»), оказывается куда более благородным человеком, чем хвастливо повествующий о своих похождениях помещик, даже и не предполагающий, что он повинен в гибели своей служанки («Правдивая история»).

Большой известностью пользуются и романы Мопассана. В романе «Жизнь» (1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Вступая в жизнь, юная Жанна полна лучезарных надежд, но она терпит одно разочарование за другим.

Жанна не нашла счастья ни в замужестве, ни в материнстве, ни в религии. Оказавшись жертвой грубости и цинизма мужа, а затем и сына, Жанна не находит применения своим душевным силам. Жизнь ее теряет смысл и становится трагической историей бесцельного увядания.

В 1885 г. Мопассан создал свой сатирический роман-памфлет «Милый друг». Герой романа — Жорж Дюруа, в недавнем прошлом младший офицер колониальных войск в Алжире. Хищник и карьерист, вернувшись на родину, он решает стать журналистом, заработать деньги на какой-нибудь политической авантюре. Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его беспринципность, готовность на любой подлог в корыстных целях вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты. Он хорошо оплачивает статейки Дюруа (написанные, кстати, не им самим), которые помогают политическим махинациям биржевиков и финансовых тузов.

Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Жюльен Сорель у Стендаля или даже Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными качествами, то современному герою империалистической Франции, как его показал Мопассан, нечего терять. Это ничтожество, человек с низменными стремлениями и мелкой душой.

В своем романе писатель смело обличил грязные, циничные нравы финансистов, политиканов и газетчиков Третьей республики, которую русский современник Мопассана Салтыков-Щедрин называл «республикой без республиканцев». Головокружительная карьера проходимца Дюруа вполне закономерна на этом фоне.

Наряду с Золя и Мопассаном в последнее тридцатилетие прошлого века во Франции выступали еще многие талантливые писатели. Альфонс Доде (1840—1897) опубликовал свой роман о необычайных приключениях Тартарена из Тараскона. Комическая фигура буржуа, всерьез принимавшего себя за героя, нарисована Доде с блеском. Тартарен, мечтавший о подвигах в Китае и Африке, оказался лишь смешным неудачником.

Доде принадлежат также известные романы «Бессмертный», «Набоб», «Малыш», в котором описано детство двух братьев, вынужденных самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Поэтичны рассказы Доде, вошедшие в сборник «Письма с моей мельницы», а также ряд других его рассказов («Последний урок»).

Большой любовью детей пользуются увлекательные повести Гектора Мало (1830—1907) «Без семьи» и «Ромен Кальбри». В трогательных книгах мало живо очерчены образы основных героев, детей, способных проявлять самостоятельность, доверчивых и великодушных.

Особое место в литературе 70—80-х гг. занимают писатели Парижской коммуны — Потье (см. ст. «Эжен Потье»), Шюль Валлес (1832— 1885) и другие. Им принадлежит важная роль в развитии демократической культуры Франции. Видный деятель Коммуны Валлес написал в эмиграции автобиографическую трилогию «Жак Вентра». В отличие от молодых людей буржуазной Франции герой романов «Детство», «Бакалавр», «Инсургент» Жак Вентра находит путь к революционному народу, становится коммунаром.