Ганс Христиан Андерсен (1805-1875)


Маленькая Дания начала XIX в. Стада на лугах, домики с гнездами аистов на крышах, у моря — песчаные отмели, на которых сушатся рыбацкие сети, парусники на горизонте. Города с высокими черепичными крышами, освещенными солнцем, с узкими мощеными улицами, по которым спешат ремесленники, неторопливо идут разбогатевшие торговцы, шествуют в свои канцелярии спесивые чиновники.

Так протекала жизнь и в провинциальном датском городке Оденсе на острове Фин, где родился Ганс Христиан Андерсен. Отец его был сапожником, мать прачкой. В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в фуражке со сломанным козырьком, в легонькой заплатанной одежонке, обутый в тяжелые деревянные башмаки, бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство. Рано умер отец, и маленькому Гансу Христиану пришлось работать на швейной фабрике. Учился он в школе для бедных.

Но были в его детстве и радостные события, драгоценные минуты, когда отец читал ему удивительные сказки из «Тысячи и одной ночи», мудрые басни, веселые комедии. В самодельном кукольном театре маленький Ганс Христиан импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим вымыслом. Мать, бабушка или старухи соседки рассказывали по вечерам изумительные народные сказки, которые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям.

Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании Копенгаген. Он принес с собой тетрадку, в которой с чудовищными орфографическими ошибками были записаны крупными буквами его первые произведения. Только в семнадцать лет ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками, чтобы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.

Несмотря на тяжелые условия жизни — бедность, голод, унижения — он продолжал: писать стихи, комедии, драмы. В 1831 г. Андерсен создал свою первую сказку, а с 1835 г. сборники его сказок выходили почти каждый раз к Новому году в подарок детям на елку.

И дети, и взрослые во всем мире полюбили эти фантастические и правдивые, забавные и мудрые сказки.

Андерсен много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, не раз бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, был даже в Африке. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами. Андерсен писал стихи, драмы и романы, но прославился он и стал бессмертным благодаря своим «сказкам для детей и взрослых».

С Гансом Христианом Андерсеном мы часто встречаемся в его сказках. Мы узнаем его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», который умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать из бумаги великолепные дворцы, затейливые фигурки; и в волшебнике Оле-Лукое; и в веселом человеке из сказки «Ель», который, сидя под елкой, рассказывал детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни взглянет, из всего выходит у него сказка. Таков был и сам Андерсен. Ему не нужна была волшебная палочка — все, на что ни падал его взгляд, он умел превратить в сказку.

Вещи, животные и растения в сказках Андерсена живут своей обычной жизнью: елку с веселого рождественского праздника относят на пыльный чердак; навозный жук, вылетев из конюшни, шлепается в лужу; воротничок после стирки, конечно, попадает под утюг... Но все — и судьба лебеденка, вылупившегося из яйца, и история льна, расцветшего голубыми цветочками, а потом ставшего белым холстом, — все превращается у него в сказку. У Андерсена был меткий глаз. Каждая вещь чем-нибудь напоминала ему человека: злого или доброго, чванливого и жадного или благородного и бескорыстного, В повадках животных, в «истории» растения он умел заметить что-то, похожее на поведение, характер, судьбы людей. Воротничок в его сказке, оставаясь самым обыкновенным воротничком, потрепанным и накрахмаленным, в то же время как бы играет роль хвастливого кавалера-щеголя. Так же играет свою «человеческую» роль каждый персонаж его сказки: свинья копилка, по горло набитая деньгами; жаба, которая хочет утащить Дюймовочку в свои «роскошные аппартаменты»; крот, гордящийся тем, что такой богатой шубы, как у него, нет у самой королевы.

В сказочных историях, в отношениях сказочных персонажей, словно в волшебном уменьшительном зеркале, отражаются картины настоящей жизни — такой, какой она была во времена Андерсена; отражаются отношения людей в буржуазном обществе. Поэтому в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.

Андерсен горячо любил простых трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным — Маленькому Клаусу, пахавшему свое поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы.

Андерсен ненавидел всех тех, кто считает, что за деньги можно купить все, что в мире ничего нет ценнее богатства, и мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками.

Любимые герои Андерсена — это соловей, певший звонко и сладостно и живший в зеленом лесу у моря; это всеми обижаемый гадкий утенок — птенец лебедя, который убежал из дому, чтобы на свободе нырять глубоко-глубоко и высоко летать; оловянный солдатик, всегда державшийся стойко — даже в темном брюхе большой рыбы.

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив был розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине («Улитка и розовый куст»), а из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком. Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок... Жизнь этой горошины не прошла даром — каждый день зеленое растеньице приносило новую радость больной девочке.

Счастлив был Андерсен, хотя немало горьких минут выпало на его долю, — ведь жизнь его не прошла даром: он подарил миру свои замечательные живые сказки. Слушая их, люди становятся умнее и добрее.

Много лет прошло после смерти великого сказочника, а мы все слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать трудолюбивых, добрых, бескорыстных и мужественных людей, горячо любить все прекрасное и живое. Его сказки учат ненавидеть тупых, жестоких, равнодушных — тех, кто строит свое благополучие на несправедливости.