Гюстав Флобер (1821-1880)


Французский романист Гюстав Флобер — крупнейший представитель реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX в.

Флобер родился в г. Руане, где его отец был известным врачом-хирургом. Получив в Париже юридическое образование, зрелые годы жизни писатель провел в своем небольшом имении Круассе, расположенном в окрестностях Руана. Флобер совершил несколько путешествий по родной стране, побывал в некоторых странах на Востоке и в Африке в связи с работой над историческим романом «Саламбо» (1862). Писатель рассказал в нем о восстании наемных солдат, варваров, против Карфагена в III в. до н. э.

Современность воспринималась Флобером трагически. Ему была отвратительна буржуазная Франция периода правления императора Наполеона III, так называемая Вторая империя. Всю жизнь не переставало возмущать его убожество буржуазного человека, согласившегося «зажать свое сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением».

Современное общество Флобер изобразил в романах «Госпожа Бовари» (1857), «Воспитание чувств» (1869). «Непримиримый враг мещанства» (Горький), Флобер всеми силами хотел помочь современникам уберечься от влияния буржуазной среды с ее бессодержательностью и своекорыстием. Вот почему с суровой настойчивостью он показывал примеры измельчания личности.

Эмма Бовари — героиня замечательного романа Флобера «Госпожа Бовари» — по своим душевным порывам была выше, чище окружавшей ее мещанской провинциальной среды. Но

Эмма не знала жизни, никогда не хотела взглянуть правде в глаза. Муж ее, Шарль Бовари, оказался ограниченным, бездарным человеком. Идеализируя своих поклонников — грубого и циничного Рудольфа Буланже и пошло - сентиментального Леона Дюпюи, Эмма напрасно рассчитывала на них в своем стремлении вырваться нз затхлой атмосферы серой, бесцветной жизни.

Сочувствуя Эмме, Флобер в то же время иронически показывает ее неумение отличить пошлые фразы от подлинно высоких чувств, которых она искала. Писатель строго прослеживает путь нравственного оскудения Эммы, павшей жертвой своих беспочвенных иллюзий. Она погибает среди людей жестоких, невежественных и пошлых.

Олицетворением этой торжествующей пошлости, погубившей Эмму, выступает в романе образ самодовольного буржуа — аптекаря Омэ. Всем своим нечистоплотным поведением, невежеством, лицемерием, пошлостью он напоминает людей, стоявших в то время у власти в буржуазной Франции.

В 1877 г. Флобер написал свой известный рассказ «Простая душа».

Это трагическая история простой женщины, служанки Фелисите. Ее доброта, ее способность к глубокой привязанности и самоотверженности остались непонятыми и никому не нужными. Хозяева, которым она была беспредельно предана, никогда не видели в ней Человека.

Символом этих попусту растраченных душевных сил является слепая привязанность Фелисите к чучелу попугая — единственному спутнику последних лет ее жизни.

Работа Флобера над своими произведениями является примером высокой писательской требовательности к себе.

Стремясь к предельной правдивости, Флобер упорно трудился над композицией и словом. Он настойчиво добивался, чтобы они наиболее точно и выразительно передавали правду жизни.

Работая медленно, помногу раз переделывая свои произведения, Флобер достиг высокого писательского мастерства.

В статье «О том, как я учился писать» Горький рассказывал, что уже в юности его изумляло «искусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера. «Это действительно гениальные художники, величайшие мастера формы...» — писал Горький.