Оноре де Бальзак (1799—1850)


Один из наиболее прославленных романистов XIX в. — Оноре де Бальзак сыграл выдающуюся роль в истории мировой литературы. В 30—40-е гг. прошлого века он возглавил во Франции новое, реалистическое направление в искусстве. Показать «всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни», — вот цель, которую поставил Бальзак перед современным искусством.

С 30-х гг. прошлого века и до конца своей жизни Бальзак трудился над созданием большого цикла произведений, романов и повестей, которые объединил под общим названием «Человеческая комедия». По замыслу Бальзака, «Человеческая комедия» (в нее входит около ста произведений) должна была стать такой же энциклопедией современной жизни, какой была «Божественная комедия» Данте для своего времени.

Бальзак родился в буржуазной семье, жившей на юге Франции. Его первые произведения были неудачны; отец мечтал о юридической карьере для Оноре...

Однако Бальзак верил, что ему суждено стать писателем. Почти десять лет он с большим упорством овладевал искусством повествователя.

Лишь создав исторический роман «Шуаны» (1829), а вслед за ним и реалистические повести «Дом кошки, играющей в мяч», «Гобсек», а также роман «Шагреневая кожа» (1830), Бальзак, наконец, получил признание в литературе. Европейскую славу принесли Бальзаку романы

«Евгения Гранде» (1833) и «Отец Горио» (1834). В России молодой Достоевский перевел на русский язык роман «Евгения Гранде», а в 1834 г. Белинский уже говорил о Бальзаке как о высоко одаренном, талантливом художнике.

Бальзак умел насытить свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями, которые конкретно знакомят нас с эпохой, обстановкой, профессией, социальным положением героев. Более других художников слова Франции 30-х гг. Бальзак настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды, в которой живет человек. Он стремился, чтобы по достоверным описаниям можно было во всех деталях судить об изображаемом времени. Из произведений Бальзака и других мастеров реализма, как отмечали Маркс и Энгельс, даже в смысле экономических деталей можно подчас узнать больше, чем из книг историков и экономистов его эпохи. В произведениях Бальзака, указывал Энгельс, реальный, типический герой выступает в типических обстоятельствах, т. е. так, что мы ясно видим конкретные социально-исторические условия, в которых он действует.

Бальзаку часто не хватает одного произведения, чтобы рассказать, как сложилась жизнь его героя. Одни и те же герои фигурируют у Бальзака сразу в нескольких романах и повестях, переходят из одного произведения в другое. Иногда писатель изображает своего героя уже взрослым, сложившимся, а затем, в другом романе, описывает его юность. Например, образ Эжена Растиньяка, выходца из обедневшей аристократической семьи, мы сначала встречаем в романе «Шагреневая кожа», где он, буржуазный делец, дает «мудрые», циничные советы герою романа — молодому Рафаэлю де Валентен.

Оказывается, эту жестокую «мораль» Растиньяк усвоил несколько лет назад, как мы узнаем из романа «Отец Горио», когда чистым и неиспорченным юношей он поселился в частном пансионе мадам Воке.

Растиньяк оказался свидетелем драмы старика Горио — в прошлом удачливого коммерсанта, который отдал все свое состояние горячо любимым дочерям и теперь очутился в жалком одиночестве. Дельфина и Анастази, выданные замуж, одна — за банкира Нусингена, другая — за графа де Ресто, обманули лучшие надежды отца. Расчетливые и эгоистичные, они не питали к отцу никаких чувств. Убедившись, что с больного и беспомощного старика взять больше нечего, они отвернулись от него. Дочери отказались приехать даже на похороны отца.

Как воспринял все это Растиньяк? На первый взгляд он пришел к весьма непоследовательному для себя выводу: жить по тем же законам, которым следовали Дельфина и Анастази. Однако в этом решении Растиньяка была своя логика.

Убедившись в «бессилии морали и закона перед богатством», Растиньяк понял, что единственный путь продвижения в буржуазном обществе — путь наживы. «Пятьдесят тысяч молодых людей, находящихся в вашем положении, стремятся разрешить задачу быстрого обогащения, — говорил Растиньяку беглый каторжник Вотрен, — и среди них вы только единица... Вам придется пожирать друг друга, как паукам, посаженным в банку».

Подавив порывы душевного благородства, Растиньяк, в отличие от героя Стендаля Жюльена Сореля, отказался сохранить свою порядочность и решил завоевать Париж «оружием бесчестия».

Делая своих читателей свидетелями распада буржуазных и дворянских семей, показывая крушение устоев жизни Франции, Бальзак — художник-реалист — выявил один из жесточайших законов капиталистического общества: господство в нем бессердечного чистогана, о котором Маркс и Энгельс писали в «Манифесте Коммунистической партии». Буржуазия утверждала новые правовые нормы и новую мораль. «В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость...»

Бальзак-обличитель не знает себе равных среди писателей первой половины XIX в. в изображении власти денег над людьми, в разоблачении роли денег в буржуазном обществе.

Одним из основных произведений «Человеческой комедии» наряду с романом «Отец Горио» и повестью «Гобсек» является роман «Утраченные иллюзии» (1837 —1843). В галерею образов молодых людей XIX столетия Бальзак ввел в этом романе молодого поэта Люсьена Шардона. Даровитый юноша из французской провинции, Люсьен Шардон, позже присвоивший себе аристократическую фамилию дю Рюбампре, вступил в жизнь, мечтая о славе, а закончил ее самоубийством, «увязнув по горло» в «океане грязи».

Бальзак сочувствует своему герою, тем более что у Люсьена обнаруживается несомненный поэтический талант. Но, не обладая твердым характером, в погоне за успехом и материальными благами Люсьен Шардон постепенно теряет свое дарование. Буржуазное общество, как показывает писатель, духовно опустошило молодого поэта, а затем толкнуло на путь преступления.

Однако Бальзак видел вокруг себя не только таких людей, как Шардон или Растиньяк. Он знал, что во Франции есть и честные труженики, не поддавшиеся искушению золотом, а среди них — республиканцы, связанные с народом и готовые защищать его.

Такими честными тружениками в романе «Утраченные иллюзии» являются Давид Сешар, писатель д’Артез и молодой политический деятель республиканец Мишель Кретьен.

Тщеславию и легкомыслию Люсьена Шардона Бальзак противопоставляет бескорыстие и богатую, содержательную натуру Сешара, его высокое представление о долге и нравственности. С нескрываемым восхищением говорит Бальзак о Мишеле Кретьене.

Особая, покоряющая сила художника проявилась в создании необычайно живых человеческих характеров: будь то отвергнутый дочерьми Горио или погубивший свою дочь скряга папаша Гранде, честолюбец Растиньяк или поэт Люсьен Шардон.

Среди двух тысяч персонажей, изображенных Бальзаком в «Человеческой комедии», по определению В. Г. Белинского, невозможно найти «хотя один характер, хотя одно лицо, которое бы сколько - нибудь походило на другое». Белинский обращал внимание на «непостижимое искусство Бальзака обрисовывать характеры со всеми оттенками их индивидуальности».

Как отмечали Л. Н. Толстой и М, Горький, творческий опыт Бальзака имел огромное значение для развития реалистического искусства. Мастер социально-бытового повествования, Бальзак обрисовал все стороны жизни своего времени, основные социальные классы и прослойки общества.

Примером для других писателей послужили также взгляды Бальзака на искусство. Он требовал от литературы реалистической правды и исторической достоверности, изображения жизни в ее развитии. И сам он показал пример самоотверженного служения этой правде даже тогда, когда она входила в противоречие с его политическими убеждениями. В поисках выхода из противоречий буржуазных отношений Бальзак склонен был идеализировать старое дворянское общество. Однако, как художник-реалист, во имя правды он нашел в себе силы наряду с буржуазией критически изобразить в своих романах и дворянство. За эту верность принципам реалистического искусства высоко ценил Бальзака Энгельс.

Историк и бытописатель своего времени, Бальзак по праву называл себя «доктором социальных наук». Его любовь к людям, его чудесное знание жизни доставили ему редкую популярность среди читателей всего мира.