Роман приключений и научной фантастики


Сели спросить юного читателя, какие книги самые интересные, он чаще всего ответит: «Приключения», — а другой добавит: «И путешествия».

Литература о путешествиях и приключениях имеет длинную историю. Еще в литературе древних египтян, чуть ли не самой старой из тех, какие мы знаем, есть повесть о путешественнике, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном на необитаемый остров.

В новое время в Европе (XVIII и XIX вв.) появилось немало таких романов-путешествий, материалы для которых давала сама жизнь. Дальнее плавание, кораблекрушение, жизнь на необитаемом острове, переселение в Америку и осваивание новых мест, столкновения с индейцами и пиратами — вот наиболее частые темы романов приключений XVIII—XIX вв.

Первый значительный роман приключений — «Робинзон Крузо» (1719) — принадлежит английскому писателю Даниэлю Дефо (см. ст. «Литература Англии XVII—XVIII вв.»). Эта книга — гимн труду. Герой романа Робинзон не погиб на необитаемом острове, сохранил свое человеческое достоинство благодаря труду.

От «Робинзона Крузо» Дефо потянулась целая цепь робинзонад — историй о путешественнике или моряке, попавшем на необитаемый остров и сумевшем сохранить жизнь и вернуться в человеческое общество. Робинзонаду вы встретите у Купера и Майна Рида, у Ж. Верна и Стивенсона.

Много занимательных романов о переселенцах, об индейцах, морских романов, робинзонад написал один из крупнейших американских романистов Фенимор Купер (1789— 1851). Будучи моряком, он плавал на купеческих и военных судах и романы о корсарах (пиратах) — «Блуждающая искра», «Корсар» — писал со знанием дела.

В то же время писатель хорошо знал быт фронтиера — вечно подвижной пограничной полосы между переселенцами из Европы и индейскими племенами. Среди переселенцев были люди, жившие охотой и чувствовавшие себя в лесу как дома. Таков и Следопыт Купера. Индейцы уважали его за верность слову, скромность, удивительную меткость в стрельбе и прозвали Следопыта «Длинный карабин» и «Соколиный глаз».

Купер создал эпопею об этом герое. В «Зверобое» рассказывается о его молодости, в «Следопыте» и «Последнем из могикан» — о зрелых годах. В «Пионерах» и «Прериях» говорится о старости и смерти Следопыта.

В высказываниях русских революционеров, как об этом свидетельствовал М. Горький, мы встретим указания, что книги Купера служили для них хорошей школой воспитания чувства чести, мужества.

Другой известный писатель — Майн Рид (1818—1883) — написал несколько романов для взрослых, но потом отдал свое перо детям. Майн Рид — ирландец. Его отец и дед были священниками, отец готовил будущего писателя к тому же поприщу. Но Майн Рид в поисках приключений предпочел поехать в Америку. Он сталкивался там с охотниками и индейцами, бродил по прерии, где ему встречались стада бизонов, дрессировал одичавших лошадей — мустангов, занимался воспитанием детей у плантаторов, писал статьи в газетах. Один из первых романов Майна Рида как раз изображает жизнь в прерии — это «Всадник без головы». Роман у нас хорошо известен. Меньше знают «Морского волчонка» (в другом переводе — «На дне трюма»).

Герой его — мальчик из портового города, сын моряка. Он стремится сам сделаться моряком и просится на корабль. Ему отказывают — мал еще. Тогда мальчик незаметно прокрадывается в трюм. По шуму н качке он догадывается, что судно снялось с якоря, и хочет выбраться из трюма. Проход завален тяжелыми тюками. Темно. Но мальчик не теряет присутствия духа.

Всеми силами он пытается пробиться наверх. В непрерывной работе проходит несколько дней. Вот мальчик видит свет, слышит голоса, стучит ножом в доску и... теряет сознание. Свежий воздух приводит его в себя. Он на палубе, над ним склонились матросы и капитан. «Морской волчонок» — один из лучших романов Майна Рида: у него простой, стремительно развивающийся сюжет, герой близок юному читателю.

Наряду с Майном Ридом в XIX в. появились и другие авторы приключенческих романов, в которых тоже были путешествия, робинзоны, пираты, индейцы.

Расширил рамки романа приключений, ввел в него новые темы знаменитый французский писатель Жюль Верн (1828—1905).

Детство его прошло в Нанте, близ океана. К причалу Нанта приставали корабли, пересекшие Атлантику или обогнувшие Африку (Суэцкий канал в то время не был еще прорыт), и маленький Жюль жадно впитывал рассказы матросов. Он даже пытался бежать в Бразилию и уже пробрался на корабль, но его вовремя обнаружили и привезли домой.

Путешественником Жюль Верн не сделался, но и не сидел все время за письменным столом как утверждали многие. Верн побывал в Норвегии, Ирландии, Шотландии, в США. На маленькой яхте с двумя матросами он выходил в море даже в плохую погоду. Потом Жюль Верн приобрел маленький пароход, на котором плавал в Средиземном море. Очень много дали писателю знакомство и дружба с путешественниками, инженерами, писателями, художниками, композиторами в Париже, где он жил после Нанта.

В романах Жюля Верна есть все то, что было и у его предшественников, но в них вы столкнетесь и с новыми темами, и с новыми героями. Больше всего писателя привлекает технический переворот, который происходил во второй половине XIX в.: вырастал большой паровой океанский флот; Европа, а затем и США покрывались сетью железных дорог. Несколько позже началось освоение воздуха. Все это отразилось в творчестве писателя, а некоторые технические открытия — устройство подводной лодки, летательного аппарата тяжелее воздуха, космического корабля — он описал, пусть не совсем точно, значительно раньше, чем человечество смогло их осуществить.

Лучшие романы Жюля Верна: «Пять недель на воздушном шаре», «Из пушки на Луну», «Вокруг Луны», «80 000 километров под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «Путешествие вокруг света в 80 дней» и многие другие — хорошо известны и юному и взрослому читателю в любой стране мира. Особенно интересны те из романов, где переплеталось несколько тем и получалась сложная картина. Одно из таких ярких произведений великого фантаста — «500 000 миллионов Бегумы». Наследство индийской княжны попадает в руки двух наследников: французского врача Саразена и немецкого химика Шульца. Саразен на эти деньги строит город, где могут жить лишь те, кто работает. Шульц, узнав об этом, приходит в ярость. Он строит Штальштадт — пушечный город-завод. Рабочий, попав туда, должен забыть свое имя — он значится под номером. Город похож на крепость. В центре — башня Быка, где живет герр Шульц и где он производит свои таинственные опыты; того, кто туда проникнет, ждет смерть.

Шульц — это законченный тип немецкого империалиста и расиста. Он работает над пушкой новой конструкции. Это чудовищное орудие одним снарядом должно уничтожить все живое в городе доктора Саразена. Однако проходит роковой срок, а город невредим: герр Шульц допустил промах в вычислении и снаряд не упал на землю — он сделался ее вечным спутником. Шульц же стал жертвой собственной техники: один из его химических снарядов взорвался, и изобретатель был заморожен в своей лаборатории.

В увлекательных произведениях Жюля Верна сосредоточено очень много познавательного материала. Возьмем роман «Дети капитана-Гранта». Капитан Грант должен быть где-то на 37-м градусе южной широты. И вот герои проходят по этой широте Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию; всюду приключения, благодаря которым они, а заодно и читатель знакомятся с природой и жителями этих стран.

Герои Жюля Верна те же, что и у Майна Рида: отважные моряки, путешественники, исследователи новых путей. Но у него появляется и новая фигура — ученый-инженер. Капитан Немо («80 000 километров под водой») пытается освободить свой народ от английского ига. Когда восстание было подавлено, он строит подводную лодку, не нуждающуюся в базе. Все необходимое экипаж добывает из моря. Немо электрифицирует «Наутилус», изучает ихтиологию и океанографию, находит на дне океана развалины Атлантиды. Он передает грекам-повстанцам золото, найденное во время подводных скитаний.

Революционер, ученый и романтик, капитан Немо — один из любимых героев наших читателей.

В «Острове сокровищ» английского поэта и романиста Роберта Льюиса Стивенсона (1850— 1894) больше всего интересуют герои и их приключения. В «Острове сокровищ» собрано то, что типично для морского романа: здесь есть и капитан — старый морской волк, и пираты, и необитаемый остров, и робинзон, и клад. Герой, от лица которого написан роман, — юноша. Он не только рассказывает о приключениях, но и принимает в них постоянное участие.

В начале XX в. видное место в романе приключений занял детективный роман (или рассказ), т. е. роман о сыщиках и преступниках. Уже Жюль Верн в романе «Путешествие вокруг света в 80 дней» изображает сыщика, но неудачливого. Однако к концу XIX в. сыщик сделался заметной фигурой в капиталистическом обществе. Образ такого сыщика — Шерлока Холмса и создал английский писатель Конан-Дойл (1859-1930).

Писатель показал Холмса хладнокровным в самые опасные моменты, внимательным даже к ничтожным мелочам, решительным и быстрым в действиях. Романтик своего дела, он и берется только за трудные случаи.

Кроме рассказов о Шерлоке Холмсе, у Конан-Дойля есть романы. Особенно интересна «Марракотова бездна», в которой рассказывается о людях из Атлантиды. Они спаслись в подводных пещерах, и их потомки продолжают там жить.

Рост техники и науки открывал перед человеком все новые горизонты. В литературе он создавал возможность научно-фантастического романа. Только у Жюля Верна можно насчитать пятнадцать таких романов. Продолжателем его был Герберт Уэллс (1866—1946). Тема Уэллса в сущности одна — раздумья о возможном будущем человечества. Так, в «Борьбе миров» на землю прилетают марсиане, имеющие несравненно более высокую технику, чем у обитателей Земли.

Марсиане не интересуются жизнью людей, они просто истребляют их, чтобы захватить земные пространства. Спасают людей... болезнетворные микробы. На Марсе они давно уничтожены, и у марсиан исчез иммунитет — защитные средства, вырабатываемые организмом против заразы. Все марсиане гибнут от эпидемии.

В романе «Остров доктора Моро» ученый-физиолог создает странные существа: человека-лисицу, человека-пса, человека-леопарда и т.д. В конце концов они его губят.

В романе «Машина времени» герой переносится на много веков вперед. На земле живут изнеженные господа, а в подземельях — рабы, которые их обслуживают.

Уэллс не верит в будущее капиталистического общества и не представляет себе другого общественного устройства — оттого в его романах так часты печальные концы.