Калидаса


Полторы тысячи лет отделяют нас от эпохи, когда жил и творил Калидаса. В V в. н. э. мощная рабовладельческая держава властителей Гуптов объединила значительную часть Индии. Несметные богатства, стекавшиеся ко двору Гуптов в виде дани, налогов, пошлин, способствовали расцвету строительства и науки, литературы и искусства. Это был «золотой век» индийской культуры, подаривший родине выдающихся астрономов и математиков, философов и писателей. Самым значительным поэтом того времени был Калидаса.

История не сохранила достоверных сведений о жизни Калидасы. Случайно уцелевшие зерна истинных фактов породили множество народных сказаний и легенд. Народ каждой области Индии считает Калидасу своим земляком. Поэт сам стал литературным героем, излюбленным персонажем индийского фольклора, символическим образом носителя народной мудрости.

Перу Калидасы принадлежат три драмы и четыре поэмы, составившие целую эпоху в истории индийской литературы.

Наиболее полно раскрылся гений поэта в драме «Шакунтала».

Драма Калидасы говорит о победе любви над эгоизмом, добра — над злом, высокого идеала — над мелкими личными желаниями, мужества — над трусливым прозябанием. Ни на земле, ни на небе нет пределов дерзанию человека.

Царь Душьянта встретил на охоте в лесу юную Шакунталу — дочь отшельника. Сердце царя пленено чудесной девушкой. Но когда Душьянта возвращается во дворец, он забывает о Шакунтале. Искренняя любовь, простые человеческие чувства быстро увядают под сводами дворца, где царят корысть, обман, тонкая лесть.

Опечаленная Шакунтала, погруженная в свои думы, обидела невниманием мудреца Дурвасаса. Боги наказывают Шакунталу за ее проступок, так как Любовь несовместима с равнодушием к людям. Они лишают памяти Душьянту, и, когда Шакунтала приходит во дворец, царь отрекается от нее.

Волшебное кольцо напомнило Душьянте о встрече в лесу, о юной Шакунтале. Муки совести терзают царя за жестокую обиду, нанесенную девушке. Боги возвращают Шакунталу царю лишь после того, как он побеждает исполинских демонов. Только подвигом Душьянта искупает содеянное им зло и несправедливость.

Созданные творческим воображением Калидасы боги не имеют ничего общего с грозными богами религии, внушавшими человеку страх и сознание собственного бессилия. Боги Калидасы отличаются от земных существ только большим могуществом, особенной мудростью и благородством. Они заключают с людьми договоры и союзы, участвуют в совместной борьбе против демонов, разделяют радости и печали своих земных собратьев.

Древняя легенда о небесной девушке, полюбившей земного царя, лежит в основе драмы Калидасы «Мужеством добытая Урваши». Дочь неба Урваши — олицетворение чистоты, искренности и благородства. Мужественный царь Пуруравас освободил Урваши от демонов. Любовь человека принесла богине неизвестное на небесах счастье. Урваши оставляет рай — царство безмятежного вечного покоя — ради беспокойной жизни на земле, ради человеческих страстей. Но Урваши оскорбила большое чувство ревностью. Боги наложили на Урваши заклятье, превратив ее в лиану.

Мужество не покидает обезумевшего от горя Пурураваса. Упорно ищет он возлюбленную, обращаясь к солнцу, к горам, к рекам, птицам и животным. Добыв волшебный самоцвет, царь находит Урваши.

Безмерны подвиги царя Пурураваса, он завоевал право на свое счастье. Но Калидаса не может и не хочет подарить своим любимым героям маленькое, уютное счастье, защищенное от бурь и опасностей. Коршун унес талисман, и Пуруравасу вновь пришлось расстаться с Урваши. Бог Индра оценил мужество и упорство Пурураваса. Индра приказывает царю готовиться к схватке между богами и демонами, обещая ему награду: «Урваши, пока ты жив, пребудет верною твоею подругой».

Драмы Калидасы учат презирать покой и косность. Только крайнее напряжение сил, безграничные победы человека над миром таят в себе высшую красоту и радость.

В поэме «Рождение бога войны Кумары» Калидаса, рисуя богов, наделил их красотой лучших человеческих чувств — любви, верности, дружбы. По мысли Калидасы, даже грозный бог войны велик лишь тогда, когда сражается за правое дело.

В поэме «Род Рагху» Калидаса поднялся до прямого осуждения деспотизма. Деятельная фантазия Калидасы красочно расцветила легендарную хронику Солнечной династии, из которой произошел любимый герой индийского народа Рама. Цари Солнечной династии воплощают народные представления об идеальных защитниках страны, о доблести, прямоте и правде. Но в поэме «Род Рагху» чувствуется ядовитая издёвка над последним царем этой династии Агниварной, в образе которого проступают черты современного Калидасе правителя. Устранившийся от управления царством, доверивший все государственные дела министрам, Агниварна ведет беспечную, разгульную жизнь. В знак особого расположения к подданным он разрешает им «лицезреть» свою ногу, высунутую из окна дворца. Так Калидаса нарушил законы индийской классической поэзии, согласно которым царя следовало изображать только мужественным и волевым человеком.

Политический идеал Калидасы — просвещенный, человеколюбивый монарх, заботящийся о народе. Именно о таком правителе говорит поэт в заключительных строках «Шакунталы»:

 

Да правит царь, о благе царства помня,
И счастье подданным дает...

 

Творчество Калидасы расшатывало твердыни рабства и тирании, ослабляло авторитет служителей религии. Но светлые мечты Калидасы о счастливом человеке — хозяине земли и неба — не могли быть осуществлены в обществе, где царили насилие и произвол. В произведениях Калидасы раскрывается мировоззрение людей его эпохи. Народные мифы и предания в поэмах и драмах поэта доносят до нас облеченные в высокую художественную форму представления древних индийцев о природе и обществе.