Эпоха Возрождения


Те искания в литературе и искусстве Европы, которые принято относить к эпохе Возрождения, или Ренессанса, в разных странах приходятся на разное время. В каждой стране они имеют свои особенности. Однако можно сказать, что эпоха Возрождения — это время подъема культуры многих европейских стран, которое примерно охватывает два века — XV и XVI, а в Италии еще и XIV в.

В ту пору стремительно росли города, народные массы выступали против феодалов. Развивалась торговля. Купцы отправляли свои корабли в далекие плавания.

Растущей буржуазии очень мешали всякие средневековые запреты. Появились люди, не желавшие соглашаться с церковным учением о том, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что его удел — отказываться от земных радостей во имя блаженства в загробном мире.

Люди, не согласные с учением церкви, напротив, считали, что человек должен стремиться здесь, на земле, к настоящей жизни, полной радости и яркого содержания. Гуманисты думали не о божественном, а о человеческом. Они верили в силу человека, призывали уважать его красоту и разум, воспевали отвагу его дел и смелость его мысли, черпали вдохновение в народной поэзии, обращались к своему родному национальному языку.

Современники назвали этих людей «гуманистами» (от латинского слова «гуманус» — человеческий).

Первые гуманисты появились в Италии. И это понятно. В Италии раньше, чем в других странах, отжило свой век крепостное право, начали развиваться торговля и промышленность, выросли сильные города, появились первые наемные рабочие. Именно здесь, в Италии, под натиском нового отступали старые порядки, а вместе с ними и старые средневековые идеи.

На земле Италии сохранилось много памятников культуры древнего Рима, а также древней Греции, которые были вывезены сюда еще во времена античности.

В памятниках искусства и литературы римской и греческой древности гуманисты увидели изображение прекрасного, сильного, гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античной древности. Отсюда и происходит слово «Возрождение».

Но вскоре это слово приобрело более широкий смысл. Оно стало означать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей.

Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Так о ней сказал Фридрих Энгельс. А выдающихся людей эпохи Возрождения он назвал титанами «по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Гуманисты были людьми необыкновенной, подчас всеобъемлющей широты интересов. Один из самых замечательных во всей истории человечества примеров этого — Леонардо да Винчи. Гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, он был наряду с этим выдающимся механиком и математиком. Леонардо да Винчи проектировал плотины и крепости, размышлял над секретом летания птиц и над устройством летательного аппарата тяжелее воздуха, писал басни и рассказы, высказывал догадки о происхождении гор, изобретал станки и машины. И он был неодинок в своей многосторонности. Эпоха Возрождения знала и других людей, которые совмещали в себе поэта и зодчего, или скульптора и философа, или дипломата и врача.

В этом очерке мы кратко охарактеризуем лишь одну сторону эпохи Возрождения — ее литературу и начнем с Италии — колыбели Возрождения.

Италия была родиной группы прозаиков во главе с Джованни Боккаччо (1313—1375). Они писали рассказы, в которых зло высмеивали поповские выдумки о святых и чудесах, изобличали лицемерие монахов, отвергали средневековую проповедь отречения от жизни. Героями их рассказов были сильные, здоровые, веселые, умные люди, верные дружбе, умеющие постоять за себя и свою любовь. В этих преимущественно сатирических произведениях правдиво и без прикрас изображались быт и нравы Италии тех лет.

Куда более фантастическими, сказочными были итальянские поэмы позднего Возрождения (XVI в.). Но и в них воспевалась любовь, которая проходит через все испытания. Если героями этих произведений выступали прекрасные рыцари, то они были образованны, как гуманисты, и, подобно гуманистам, преклонялись перед красотой человека. В поэмах, особенно в «Неистовом Роланде» Ариосто (1474— 1533), все было освещено ярким светом жизнерадостных идей Возрождения. (О великом итальянском поэте Данте и о другом замечательном поэте—Петрарке см. ст. «Данте Алигьери» и «Франческо Петрарка».)

В Германии в эпоху Возрождения деятелям новой, передовой литературы пришлось выдержать тяжелые бои с церковниками — врагами гуманистической науки. Группа замечательных немецких писателей объединилась, чтобы в сатирической книге «Письма темных людей» высмеять врагов разума и просвещения. Эта книга представляла собой как бы собрание писем ученых невежд, мракобесов средневековья.

Для народа в эти годы писал свои простые и веселые стихи и пьесы сапожных дел мастер и поэт Ганс Сакс.

Ярким был расцвет литературы в эпоху Возрождения во Франции. Здесь жил и творил Франсуа Рабле, создавший знаменитый роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором высказал мечту о сильном, смелом, всесторонне образованном, свободном от средневековых предрассудков человеке (см. ст. «Франсуа Рабле»), Во Франции трудилась группа поэтов, которую называли «Плеядой». Она очень много сделала для совершенствования родного языка, вдохновенно воспела сильные человеческие чувства.

Деятельность гуманистов во Франции, да и не только во Франции, требовала большого мужества. Многие из них подвергались преследованиям со стороны реакционных сил, стоявших на страже прошлого. Особенно преследовала гуманистов церковь. Некоторым из них жажда знаний и стремление распространить эти знания стоили жизни. Французский ученый и книгоиздатель Этьен Доле был сожжен на костре, писатель-сатирик Деперье, затравленный врагами, покончил жизнь самоубийством.

Идеи Возрождения перешагнули и через Пиренейские горы. В романе «Дон Кихот» Мигель Сервантес высмеял пустое фантазерство средневековых сочинений о рыцарях, волшебниках и феях. Но этим не исчерпывается содержание его романа. Пусть Дон Кихот — чудак, мечтатель, фантазер. Сервантес не только смеется над ним. Он прославляет в образе Дон Кихота человека, неутомимого в стремлении к подвигу и справедливости (см. ст. «Мигель Сервантес»),

Младшим современником Сервантеса был один из самых замечательных драматургов мира — Фелис Лопе де Вега, пьесы которого до сих пор живут на сцене (см. ст. «Лопе де Вега»).

Идеи эпохи Возрождения, возникшие на итальянской земле, развившиеся и обогащенные в других странах Европы, с могучей силой прозвучали в творчестве гениального английского драматурга Шекспира (см. ст. «Вильям Шекспир»).

В каждой стране литература эпохи Возрождения принимала свой, особенный, национальный характер, но у самых значительных ее созданий были и сильно выраженные общие черты.

Лучшие писатели эпохи Возрождения стремились глубоко изучить человека и правдиво его изобразить, прославляли красоту его тела и силу души, воспевали его борьбу за земное счастье. Они боролись со всем отжившим, темным, косным, что стояло на пути этого счастья. Писатели эпохи Возрождения стремились изучить и изобразить действительную жизнь человека.