Лопе де Вега


Это было в Киеве в годы гражданской войны.

Шумливая толпа красноармейцев, заполнившая небольшой театральный зал, поначалу не очень внимательно следила за сценой. Но постепенно в зале наступила напряженная тишина. Зрители были захвачены тем, как крестьяне какой-то испанской деревушки много веков назад взялись за оружие, чтобы отомстить своему помещику за издевательство над народом. И когда в последний раз опустился занавес, в зале раздались звуки «Интернационала». Русские рабочие и крестьяне в красноармейских шинелях революционным гимном приветствовали своих испанских братьев, о судьбе которых с такой любовью рассказал автор пьесы.

В этот вечер на сцене киевского театра шла пьеса «Фуенте Овехуна» («Овечий источник») испанского драматурга Лопе де Вега.

Лопе де Вега был одним из тех людей, в которых нуждалась и которых породила эпоха Возрождения (см. ст. «Возрождение»). Современники с восторгом и удивлением называли Лопе де Вега «чудом природы». За полвека своей творческой жизни он создал множество произведений разных жанров — романов, новелл, поэм, стихотворений, а более всего — пьес. Большая часть их не сохранилась, но и тех, что дошли до нас, достаточно, чтобы понять, почему еще при жизни его творчество получило всенародное признание.

В лучших своих произведениях Лопе де Вега выступает как подлинно народный писатель-гуманист, страстный защитник прав и достоинства простого человека. Имя его вошло в то время в поговорку. Если в Испании о чем-нибудь скажут «как Лопе» — это высшая похвала.

Лопе Фелис де Вега Карпьо родился в Мадриде 25 ноября 1562 г. в семье ремесленника. Будущий писатель получил превосходное образование.

Еще на школьной скамье он стал сочинять и переводить с латинского языка стихи и даже пробовал писать пьесы. В середине 80-х гг. XVI в. талантливого поэта уже хорошо знали в столице.

Весной 1588 г. Лопе добровольно отправился в качестве солдата с испанской эскадрой, получившей пышное название «Непобедимой Армады», воевать с Англией. Однако испанская эскадра потерпела жестокое поражение, и Лопе де Вега был одним из немногих воинов, вернувшихся на родину.

Молодой поэт и драматург жил несколько лет в Валенсии, затем в должности секретаря герцога Альбы — в его имении. Позднее он жил в Толедо и Мадриде. И хотя слава его как драматурга уже разнеслась по Испании, он вынужден был всю жизнь искать себе знатных покровителей, исполняя при них секретарские обязанности.

При королевском дворе писатель так и не получил настоящего признания, но когда 27 августа 1635 г. Лопе де Вега скончался, за его гробом шли тысячные толпы жителей столицы.

Многие пьесы Лопе посвящены событиям истории. В некоторых из них он рассказывает о прошлом Польши, Японии, России и других стран, но в большинстве исторических драм Лопе де Вега рисует героические события из жизни испанского народа, поднимает животрепещущие вопросы своего времени.

Как и большинство писателей Возрождения, Лопе де Вега решительно выступает против феодальных междоусобиц, за объединение страны под властью «народного монарха», действующего во имя всеобщего блага. Таков, например, король в пьесе «Жизнь и смерть короля Вамбы». Здесь рассказывается о том, как простой землепашец был избран монархом и стремился объединить страну.

Уважение к народу и его правам, ненависть к жестоким насильникам-феодалам — все это особенно ярко раскрывается в цикле народногероических драм Лопе де Вега, самая прекрасная из которых «Фуенте Овехуна» («Овечий источник»).

В этой пьесе Лопе де Вега обращаемся к подлинным событиям, воспетым в народных песнях, к восстанию в 1476 г. крестьян селения Фуенте Овехуна против командора (одного из высших чинов духовного ордена) Фернана Гомеса де Гусмана.

Этого представителя феодальной знати Лопе де Вега рисует не только оскорбителем чести крестьян, но и изменником родины, выступающим во главе своего отряда против испанского короля на стороне Португалии. Подлинным героем событий оказывается народ, объединяющийся в борьбе за свои права. Когда королевский следователь, пытая жителей Фуенте Овехуна, спрашивает их: «Кто убийца командора?» — все от мала до велика отвечают: «Это сделала Фуенте Овехуна».

Лопе де Вега создал в пьесе запоминающиеся образы разных по облику и характеру крестьян: мужественной, прекрасной Лауренсии, самоотверженного Фрондосо, лукавого Менго. Драма «Фуенте Овехуна», утверждающая право народа на борьбу за свое человеческое достоинство, на восстание против угнетателей, — одно из самых примечательных явлений в истории мирового театра.

Писатель-гуманист верил, что человек по своей природе прекрасен и благороден, что нет таких преград, которых не могли бы преодолеть искренние и глубокие чувства. Таким возвышающим человека чувством Лопе де Вега прежде всего считал любовь.

Гуманистические идеи, стремительно развивающееся действие, острые и забавные столкновения героев, удивительно поэтичный народный язык — характерные особенности «любовных» комедий Лопе де Вега. Многие из них — «Учитель танцев», «Девушка с кувшином», «Собака на сене» и другие — не раз ставились на сцене советских театров.

Влюбленным в пьесах Лопе де Вега часто приходится вести борьбу против сословных предрассудков. Так, например, в пьесе «Крестьянка из Хетафе» рассказывается о том, как молодой дворянин Феликс полюбил крестьянку Инес. Его друзья возмущены, но любовь, красота и ум Инес заставляют Феликса с презрением отказаться от взглядов, господствующих в дворянской среде.

В оптимизме и жизнелюбии, глубокой вере в силы и возможности человека, в искренних симпатиях к народу, готовому к борьбе и преодолению любых преград во имя высокой, благородной цели — секрет вечной неувядаемой привлекательности и популярности пьес Лопе де Вега.