Великие астрономы Средней Азии


Народы Средней Азии, входящие ныне в Союз Советских Социалистических Республик, еще в глубокой древности создали высокую культуру. Среднеазиатские ученые развивали и двигали науку вперед в то время, когда в Западной Европе она находилась в упадке. Коперник и другие великие ученые Европы, создавшие в XVI—XVII вв. новое учение об устройстве Вселенной, имели достойных предшественников в лице великих среднеазиатских ученых IX—XV вв.

Среднеазиатские народы должны были с глубокой древности в жестокой борьбе отстаивать свою независимость. Обширные области Средней Азии в первой половине IV в. до н. э. были завоеваны греками под предводительством Александра Македонского, а спустя тысячу лет — арабами.

В начале XIII в. Среднюю Азию захватили монголы во главе с Чингис-ханом. Отсюда монголы распространили свои завоевания на Кавказ и Восточную Европу. Однако ни войны, ни временное господство чужеземных завоевателей не могли остановить развитие культуры среднеазиатских народов.

На протяжении многих веков в низовьях Аму-Дарьи процветала культура Хорезмского государства.

Улуг-бек — знаменитый узбекский астроном. (Рисунок В. И. Таубера.)
Улуг-бек — знаменитый узбекский астроном. (Рисунок В. И. Таубера.)

Лишь в наше время труды советских археологов дали возможность восстановить величественную культуру Древнего Хорезма с ее замечательными памятниками архитектуры и изобразительного искусства. Крупными культурными центрами Средней Азии были Бухара, столица могущественного Таджикского государства, а также Мерв и Самарканд (важнейший центр узбекской культуры, развивавшийся в условиях тяжкого гнета монгольских завоевателей).

Достижения среднеазиатских ученых, работавших в Древнем Хорезме, Бухаре, Мерве, Самарканде, не только далеко опередили науку других народов, но и предвосхитили последующие достижения европейской науки. В особенности это относится к астрономии.

Уже в первой половине IX в. в Хорезме жил и работал замечательный ученый Мухаммед, прозванный Аль-Хорезми (из Хорезма), крупнейший математик своей эпохи, один из создателей алгебры. Аль-Хорезми был также крупным астрономом, он значительно улучшил таблицы движений планет, составленные Птолемеем, и изобрел астролябию — прибор, который много веков применяли для определения широты и долготы мест на поверхности Земли.

В конце X и первой половине XI в. протекала деятельность самого выдающегося из хорезмийских ученых — Бируни (973—1048). Труды Бируни являлись высшим достижением науки в ту эпоху.

Живя в условиях господства мусульманской религии (которая относилась к науке столь же враждебно, как и христианская), Бируни смело и уверенно выступал против религиозного миропонимания. Он считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. По мнению Бируни, вера в таинственные силы, будто бы существующие в природе и влияющие на судьбы людей, возникла из-за незнания законов природы. Постигнуть же эти законы люди могут только с помощью науки.

Бируни работал в различных областях науки: он внес много нового в историю, в географию и в минералогию. Он был самым выдающимся астрономом своего времени. Бируни категорически утверждал, что Земля имеет шарообразную форму. Он указывал, что если бы Земля не была шарообразным телом, то многие явления природы представлялись бы нам совсем иными, например продолжительность дней и ночей не менялась бы в различные времена года.

Исходя из правильного представления о форме Земли, Бируни определил размеры (длину окружности) Земли более точно, чем это сделал в свое время Эратосфен. Из наблюдений над понижением линии горизонта, рассматриваемой с возвышенного места, он высчитал, что длина окружности Земли составляет (в переводе на наши меры) 41 550 км. Действительная длина окружности Земли, установленная современной наукой путем более точных измерений и расчетов, очень мало отличается от вычисленной Бируни.

Бируни много занимался астрономическими наблюдениями и старался научно объяснить наблюдаемые явления, которые были загадкой для современных ему астрономов. Так, он считал, что солнечная корона — сияние вокруг Солнца, видимое во время полных солнечных затмений,— вызывается потоками легкого вещества, подобного дыму, который вырывается из недр Солнца. Эту догадку Бируни в наше время наука подтвердила. Но, конечно, явления на Солнце, вызывающие образование солнечной короны, более сложны, чем в свое время мог думать Бируни. Он считал, что в астрономии, как и во всякой науке, никакие соображения не заслуживают доверия, если они не подтверждены наблюдением и опытом.

Бируни критически относился к учению Птолемея и допускал возможность движения Земли вокруг Солнца. Таким образом, за пятьсот лет до Коперника Бируни правильно представлял себе устройство солнечной системы. Как настоящий ученый, Бируни всегда боролся против вмешательства религии в дела науки. За свои передовые взгляды он постоянно подвергался преследованиям со стороны мусульманских фанатиков и три раза вынужден был покидать родину и скрываться в изгнании.

Старшим современником Бируни был великий таджикский ученый Ибн-Сина, получивший в Европе известность под именем Авиценны. Авиценна больше всего прославился как основоположник медицины, но он одновременно был и выдающимся математиком и астрономом.

В XI и в начале XII в. протекала жизнь и деятельность Омара Хайяма (около 1040—1123 гг.) — великого таджикского поэта, ученого и философа. Омар Хайям был подлинным революционером в науке. Он считал, что Земля, как и другие небесные тела, движется в бесконечном пространстве Вселенной, вращаясь вокруг своей оси. Омар Хайям утверждал, что Вселенная никогда не была создана — она существует вечно. Как и Бируни, Омар Хайям учил, что только наука может открывать законы природы и заставлять природу служить нам.

В Закавказье (в Азербайджане) в XIII в. прославился своими наблюдениями астроном Мухаммед Насирэддин Туси(1201—1274), построивший великолепную обсерваторию в Мараге. Вместе с другими астрономами он составил таблицы положения планет и звезд, более точные, чем таблицы Гиппарха и Птолемея. Он ознакомил восточных ученых со всеми достижениями древнегреческой астрономии.

Великие ученые Средней Азии были не только выдающимися мыслителями, высказывавшими правильные, позднее подтвержденные наукой взгляды на устройство мира, но и замечательными наблюдателями, с необычайным вниманием следившими за явлениями природы. Особенно прославились своими наблюдениями самаркандские астрономы XV в., в числе которых был и сам правитель Самарканда Улуг-бек (1394—1449). Улуг-бек был внуком известного завоевателя Тимура, который во второй половине XIV в. захватил власть в Средней Азии, а потом после успешных походов оказался во главе огромной империи, простиравшейся от Инда до Волги, от границ Китая до Малой Азии. Столицей государства Тимура был Самарканд. В этот город Тимур привлекал ученых, художников, строителей как из других городов Средней Азии, так и из завоеванных стран. Благодаря их трудам Самарканд украсился замечательными постройками, стал одним из красивейших городов мира.

После смерти Тимура его огромная империя распалась. Улуг-бек, который еще в молодые годы был наместником в Самарканде, а впоследствии объединил под своей властью значительную часть Средней Азии, не был завоевателем — его призванием была наука.

Изучив астрономию под руководством ученых, привлеченных им в Самарканд, Улуг-бек сам стал производить наблюдения над небом. Он выстроил в Самарканде грандиозную обсерваторию. Таких крупных и хорошо оборудованных обсерваторий не было нигде ни до Улугбека, ни много времени спустя после него.

Огромное здание этой обсерватории, воздвигнутой на одном из холмов в Самарканде, поражало современников своими размерами и великолепием. Но еще более замечательным было ее оборудование. Она была оснащена лучшими по тому времени инструментами. Телескопов тогда еще не существовало. Астрономы вели свои наблюдения при помощи угломерных инструментов, служивших для определения положения светил на небе и расстояний между ними, выраженных в градусах и минутах дуги. Инструменты обсерватории Улуг-бека были самыми крупными и совершенными, какие только можно было тогда изготовить. Располагая ими, самаркандские астрономы — Джемшид, Али Кушчи и др. — достигли такой точности в своих наблюдениях, которая еще полтора века спустя оставалась непревзойденной.

Самым замечательным из трудов самаркандских астрономов были «Звездные таблицы» — каталог, содержавший точные положения на небе 1018 звезд. Этот каталог долго оставался самым полным и самым точным; европейские астрономы переиздавали его еще спустя два века. Не меньшей точностью отличались и самаркандские таблицы движений планет. Наблюдения астрономов Улуг-бек как правитель широко использовал для практической цели — определения географических координат различных мест в Средней Азии.

Улуг-бек враждебно относился к мусульманской религии и заботился о распространении просвещения в народе. В Самарканде и других городах он открывал учебные заведения, в которых преподавались «светские» науки. Понятно, что мусульманские фанатики ненавидели Улуг-бека — вольнодумца и вероотступника. В конце концов Улуг-бек был убит.

Так преждевременно закончилась жизнь Улуг-бека, а затем и деятельность объединявшихся вокруг него ученых. После гибели Улугбека в стране началось гонение против науки и ученых, которые были вынуждены оставить страну. Вскоре мусульманские фанатики разрушили ненавистную им обсерваторию, и развалины ее с течением времени сровнялись с землей. Самое местонахождение обсерватории было потом забыто. Только в недавнее время нашим ученым удалось обнаружить в земле остатки обсерватории Улуг-бека и составить полное представление об этом великолепном для своего времени сооружении.

Вынужденные оставить Самарканд астрономы работали в других странах, продолжая исследования. Но еще и при жизни Улуг-бека труды самаркандских астрономов были широко известны во всем мире и оказали большое влияние на развитие астрономии.

Наступление реакции во многих странах Средней Азии и усилившийся гнет мусульманской религии надолго задержали развитие культуры народов Средней Азии, вновь расцветшей лишь при Советской власти. Но их гордостью и поныне остаются имена выдающихся ученых Мухаммеда из Хорезма, Бируни, Омара Хайяма, Улуг-бека и др. Трудами этих ученых астрономия была поднята на такую высоту, какой она нигде не достигала до появления Коперника.

Самаркандские астрономы были последними из знаменитых среднеазиатских астрономов той эпохи. Спустя сто лет в славянских землях Европы Коперник сделал свое великое открытие, ставшее основой развития наших современных знаний о Вселенной.

В своих научных исканиях ученые Средней Азии использовали достижения науки Древней Греции, а также и индийской науки, достигшей высокого развития в IV—VIII вв., особенно в области математики, физики и астрономии. Известно, что индийские астрономы Ариабхата (начало V в.) и Варахамихара утверждали не только шарообразность Земли, но и ее вращение вокруг своей оси. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о том, какие доводы они приводили для обоснования своего мнения. В VII в. другой замечательный мыслитель — Брамагупта высказал предположение, что Земля притягивает к себе все другие тела. Брамагупта, таким образом, приближался к мысли о существовании всемирного тяготения, хотя и не мог обосновать это так, как спустя более тысячи лет это сделал Ньютон. Развитию астрономии в Индии способствовали успехи индийской математики, которая потом оказала большое влияние на европейскую математику. (В Индии была создана и распространилась на весь мир десятичная система счисления.)