Местное время и хронометр


Часы Кулибина.
Часы Кулибина.

В начале XVIII в. моряки заставили часовщиков решать сложную задачу — как хранить время. Что это значит?

В открытом море, чтобы не заблудиться, мало иметь компас; необходимо определять место, где находится корабль — его широту и долготу.

Еще древние мореплаватели узнавали широту по Солнцу и звездам. Сложнее дело обстояло с долготой. Астрономы указали самый простой способ, которым моряки пользуются и до сих пор — определять долготу по часам. Действительно, способ этот очень удобен.

В разных местах земного шара не одно и то же время. Когда на восточной окраине СССР наступает полдень, в Москве только два часа ночи. На каждом меридиане свое, местное, время, и на расстоянии 15° долготы разница во времени составляет ровно 1 час. Значит, по разнице местных времен нетрудно определить долготу, т. е. расстояние в градусах от условного начального меридиана.

Если часы на вашем корабле указывают полдень, а по местному времени только 10 час. утра, то корабль находится в 30° к западу от начального меридиана. Местное время на море уз нают по небесным светилам, и нужно только бережно хранить время начального меридиана, т. е. иметь на корабле тщательно выверенные точные часы — хронометр. Но дело в том, что таких часов в начале XVIII в. еще не было.

Морской хронометр.
Морской хронометр.

Часы — механизм деликатный и привередливый: точность их хода зависит от изменений температуры, влажности воздуха, давления атмосферы и других обстоятельств. Очень трудно предусмотреть и предупредить все вредные влияния, уменьшающие точность хода часов. А точность на корабле необходима высокая: если хронометр ошибется только на 1 минуту, погрешность при определении долготы на экваторе достигнет 28 км. Хотя на других широтах она будет меньше, но все же может привести к опасным последствиям.

Правда, уже первые хронометры хорошо хранили время. Именно с тех пор на циферблатах часов и появилась секундная стрелка.

Однако большой точностью обладал далеко не всякий хронометр. Совершенных станков тогда еще не было, любую из многочисленных и мельчайших деталей механизма приходилось вытачивать и шлифовать вручную с безукоризненной чистотой и аккуратностью. Поэтому хорошие хронометры были редкостью и стоили слишком дорого.

Нынешние судовые хронометры идут с точностью до полусекунды в сутки, и благодаря великому изобретению — радио — долго хранить время на кораблях теперь уже не приходится. Десятки мощных радиостанций всего мира несколько раз в сутки передают сигналы точного времени непосредственно из астрономических обсерваторий.