Хорош ли нынешний календарь


После того как юлианский календарь был принят в европейских государствах, началом года не везде считали 1 января: в одних странах это было 25 декабря, в других 1 или 25 марта.

Такой же разнобой был в летосчислении: у каждого народа в древности была своя эра, т. е. счет времени вели от своей начальной даты. В позднем Вавилоне вели счет от начала царствования Набонассара, римляне — от предполагаемого года основания Рима, другие народы — от выдуманного «сотворения мира».

Когда начал царствовать Набонассар, известно точно —27 февраля 747 г. до н. э. Этого нельзя сказать об основании Рима: правда, римляне считали, что город возник в 753 г. до н. э., но дата эта недостоверна. А «сотворения мира» вообще никогда не было: это дата мифическая, придуманная церковнослужителями для укрепления религиозной веры в «создателя мира». Хотя Земля существует уже миллиарды лет, христианская церковь относит «сотворение мира» к 21 марта 5508 г. до н. э.

В Древней Руси летосчисление вели «от сотворения мира» и календарный год начинали прежде с 1 марта, а потом с 1 сентября. Очень торжественно, в присутствии самого царя, отмечался день Нового года — «новолетие» в Московском Кремле. По старинному обычаю, Петр I участвовал в этом празднестве 1 сентября 7208 г. (по нынешнему летосчислению в 1699 г.).

И вдруг, совсем неожиданно, 15 декабря того же года глашатаи возвестили народу на столичных площадях новый царский указ: с 1 января и впредь предписывалось «лета счислять от рождества Христова, а не от создания мира». Петр I приказал украсить столицу в день предстоявшего праздника. Утром 1 января сам царь командовал воинским парадом на Красной площади, а вечером московские улицы озарились ярким разноцветным светом «огненных потех» I— фейерверка.

Это нововведение Петра I, как и все его реформы, вызвало недовольство приверженцев старины — бояр и духовенства. Однако с 1700 г. начало года в России было приурочено к 1 января, я начало летосчисления — к мифической дате «рождества Христова». Эта эра, как и «эра от сотворения мира», основана на слепой религиозной вере в Христа, которого никогда не существовало, и на совершенно произвольном вычислении дня его рождения.

Однако христианская эра была принята во всех культурных государствах и называется «нашей эрой», или «нашим летосчислением». Но подлинно наше, советское летосчисление ведет свое начало от 7 ноября 1917 г, — дня, в который крейсер «Аврора» громом своих пушек возвестил начало новой эры в истории человечества — эры Великой социалистической революции. Эта эра указана на каждом листке наших отрывных календарей.

Точность календаря не зависит от того, с какого дня начинается год: с 1 января или с 7 ноября; необходимо лишь, чтобы условная дата была принята как общеобязательная. И летосчисление можно начинать с любой даты: важно не событие — достоверное или мифическое,— которое с этим днем связано, важна общеобязательность даты, от которой условились вести счет лет.

Недостаток существующего календаря не в том, что он ведет летосчисление от мифической даты, а в том, что он сохранил некоторые пережитки, вызывающие много неудобств.

Месяцы имеют различное число дней — от 28 до 31, кварталы — от 90 до 92, в первом полугодии 181 или 182 дня, а во втором — 184. Чтобы правильно рассчитать, например, сколько тонн чугуна должна давать доменная печь за месяц или квартал, приходится каждый раз учитывать число дней. Подобно этому, и на другие календарные расчеты неизбежно затрачивается очень много труда.

В 1899 г. наш великий ученый Д. И. Менделеев, указывая на ценные преимущества египетского календаря, предлагал ввести его во всеобщее употребление. Тогда все месяцы имели бы одинаковую продолжительность и каждый день десятидневки приходился бы на одни и те же числа. Можно было бы издать «вечный» календарь, пригодный для любого года, и упростились бы все расчеты, связанные с исчислением дней. Но ни этот, ни другие проекты реформы календаря до сих пор не осуществлены.

Устранить имеющиеся в календаре неудобства можно лишь во всемирном масштабе, по международному соглашению всех государств, а это совсем не так просто. В капиталистических странах еще сильны религиозные предрассудки, велики власть и влияние церкви — вот что мешает ввести календарь, более простой и удобный, чем тот, которым мы сейчас пользуемся.

По этой причине в Организации Объединенных Наций до сих пор не принят проект Всемирного календаря, внесенный Индийской Республикой и поддержанный СССР и многими другими странами, в которых число жителей превышает половину населения Земли.

Этот проект позволяет нам, сохраняя привычные основы григорианского календаря, в то же время устранить неудобства в счете времени внутри года.

Для этого год делится на 4 равных квартала. В каждом из них 91 день, или 13 семидневных недель, образующих три месяца — первый в 31 день, два других по 30 дней. Первый день года и каждого квартала приходится на воскресенье. 365-й день вставляется в конце года, а 366-й — в високосные годы— добавляется ко второму кварталу. Эти дни не идут в счет недели и не имеют числа.

Каждый год и каждый квартал начинаются воскресеньем и кончаются субботой, в любом месяце 26 рабочих дней. Все дни недели из года в год приходятся на одни и те же числа месяцев. Поэтому можно было бы издать очень удобный «вечный» календарь.

Ближайший год, начинающийся с воскресенья — 1961 год. С этого года и было бы удобно перейти на новый календарь.