Солнечный год


Среди выжженных Солнцем пустынь сложился и вырос в могучее государство Древний Египет. Здесь, вдоль узкой долины Нила, сама природа создала благоприятные условия для земледелия.

Ежегодно в одни и те же дни начинала прибывать вода в Ниле и река постепенно выходила из берегов, затопляя окрестные поля. Такие наводнения были не стихийными бедствиями, а всенародным праздником: Нил приносил на поля драгоценную влагу и плодородный ил.

Чтобы бережно распределять воду, египтяне сооружали каналы и «ловушки воды»; плотины и шлюзы задерживали ее во время разливов реки, а водоемы хранили воду до той поры, когда Нил снова входил в берега.

Трудом земледельцев руководили жрецы. Они обожествили Солнце как источник света, тепла, жизни, изучили путь светила по небу, положили начало постоянным астрономическим наблюдениям.

Торжественно встречали египетские жрецы весной первый восход Сириуса, возвещавший начало года и близкий разлив Нила.  (Рисунок В. И. Таубера, гравировал Л. С. Быков.)

Торжественно встречали египетские жрецы весной первый восход Сириуса, возвещавший начало года и близкий разлив Нила. (Рисунок В. И. Таубера, гравировал Л. С. Быков.)

Чтобы своевременно подготовиться к благодатному наводнению, нужно было заранее знать, когда начнет прибывать вода в реке, а предвидеть это на каждый год было очень трудно.

Ни один египтянин не доходил до истоков Нила, никто не знал причин наводнения, и никакие признаки на земле не предвещали его заблаговременно. Жрецы стали искать эти приметы на небе и нашли их.

Наблюдая видимое движение звезд, жрецы заметили, что самая яркая из них — Сириус — весной исчезает в лучах вечерней зари. Они не знали, что в это время Сириус восходит уже после утренней зари и поэтому невидим. Только через 2 ½ месяца звезда снова «впервые» и сначала ненадолго показывается над горизонтом перед самым восходом Солнца, и как раз в эти дни начинался разлив Нила.

Разумеется, никакой причинной связи между этими явлениями нет, но жрецы провозгласили это совпадение божественным знамением, а Сириус — священной звездой. Заметив первый видимый восход этой звезды — позже его назвали гелиакическим — жрецы возвещали народу о близком разливе реки. И действительно, их предсказания сбывались, помогая вовремя подготовить каналы, водохранилища и поля к началу сельскохозяйственных работ.

Удачные предсказания укрепляли власть жрецов и веру в них как в «пророков».

Жрецам было очень выгодно поддерживать это суеверие: убеждая народ, что боги одарили их чудесной силой предвидеть будущее, жрецы присвоили себе особые права и преимущества, стали замкнутым сословием — кастой, принуждали тружеников земледельцев безропотно подчиняться их велениям. «Необходимость вычислять периоды разлития Нила — указывал Маркс — создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия».

По наблюдениям Сириуса жрецы подсчитали, что от одного гелиакического восхода до следующего проходит 365 суток. Открыв приблизительную продолжительность года, они уже могли уверенно и задолго предсказывать разлив реки. Разумеется, «секреты пророчеств» жрецы хранили в тайне от непосвященных. Возможность вести астрономические наблюдения была только у них, и они пользовались своим авторитетом для того, чтобы держать народ и слепой покорности и рабском подчинении.

Египетские жрецы разработали очень простой и удобный календарь: год, состоявший из 365 суток, они разделили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавляли 5 дополнительных дней. В каждом месяце было по три десятидневки.

Лунные месяцы уже не имели никакого значения в египетском календаре: основой его служил солнечный год — период одного оборота Земли вокруг Солнца.

У этого простого календаря был, однако, существенный недостаток: ведь на самом деле в году не ровно 365, а около 365 ¼ суток. Из таких четвертушек за четыре года накоплялись целые сутки. Это не ускользнуло от внимания жрецов. После многолетних наблюдений они заметили, что гелиакический восход Сириуса каждые четыре года запаздывает по календарю на одни сутки. Однако жрецы не желали считаться с этим.

Как же так: на небе должна господствовать божественная гармония, и вдруг какая-то четвертушка суток вносит «незаконный» разлад в этот строгий порядок, предустановленный самими богами! И жрецы продолжали считать в году ровно 365 суток.

Легко догадаться, к чему это должно было привести.

Началом года в египетском календаре считался торжественный праздник гелиакического восхода Сириуса. Каждые четыре года этот день передвигался по календарю на один день. Для нас было бы несуразицей отмечать, например, первомайский праздник в 1955 г. 1 мая, в 1959 г. — 2 мая и т. д.

Но египетские жрецы умышленно не исправляли ошибки, чтобы не нарушать религиозных предрассудков и суеверий, а может быть, и для того, чтобы все праздники по порядку обошли все дни года и таким способом «освятили» их.

И Новый год точно так же «блуждал» по всем дням календаря.

Один из царей эллинистического Египта, Птолемей III Эвергет, в 238 г. до н. э. пытался исправить недостаток календаря и предложил каждый четвертый год удлинять на один, 366-й день. Однако жрецы из-за религиозных предрассудков помешали осуществить это разумное предложение.

И после этого более двухсот лет в Египте сохранялся старый «блуждающий» календарь. Лишь в 26 г. до н. э. в Египте был введен календарь, предложенный Эвергетом — самый простой и удобный. К сожалению, наш нынешний календарь мы унаследовали не от египтян, а от римлян.