Сутки, месяц и неделя


После темной ночи загорается утренняя заря и наступает светлый день, а затем снова приходит вечер. Смена дня и ночи — сутки — и была первой природной мерой времени, открытой человеком.

В глубокой древности первобытные пастушеские племена кочевали с места на место в поисках новых пастбищ, иногда удаляясь на большое расстояние от своих становищ. Возвращаясь обратно, они находили верный путь, ориентируясь по Солнцу и звездам.

Небесные светила служили не только надежными путеводителями. В теплое время года Солнце поднимается выше, в холодное — опускается ниже к горизонту; значит, по Солнцу можно узнать о приближении лета или зимы. Положение созвездий на небе также меняется в разные времена года. Чтобы легче было следить за светилами, люди еще в древности подметили на небе группы звезд — созвездия.

В сельском хозяйстве очень важно заблаговременно знать, когда наступит время, благоприятное для пахоты, посева и уборки урожая. Вот почему астрономия уже тысячи лет назад особенно успешно развивалась в Китае, Индии, Вавилоне, Египте — у тех народов, которые еще в глубокой древности прославились культурным земледелием.

Теперь каждый из нас легко может быть «пророком» и в феврале предсказать, что через месяц придет весна. Чтобы точнее предвидеть смену времен года, надо знать продолжительность года. Древние народы долго не знали этого. Они догадывались о том, что урожай зависит от Солнца — источника тепла и света, слепо верили в его всемогущую силу и считали его главным божеством. Но по внешнему виду Солнца трудно было уследить за сменой времен года.

Другое дело — Луна. Это самое крупное из ночных светил резко выделяется среди них не только своей величиной и яркостью: у Луны последовательно изменяется видимая форма. Едва заметный, тонкий и бледный серп постепенно преображается в светлый полукруг и блистающий во всем своем великолепии диск; затем, день ото дня уменьшаясь, Луна завершает свой путь снова узким серпом, пока совсем не исчезнет на двое-трое суток.

Странные и непонятные перемены формы Луны, их неизменно точная и строгая последовательность казались древним наблюдателям необъяснимой загадкой. Серебристый свет, словно побеждающий мрак ночи, будил фантазию и воображение людей, порождал веру в какую-то чудесную, божественную силу Луны. И, поклоняясь «царице ночи», жрецы стали следить за непонятными изменениями лика Луны.

Нетрудно было подсчитать, что все лунные фазы сменяются в течение 29—30 суток Д так была открыта вторая природная мера времени — месяц. Недаром и до сих пор на некоторых языках, как и на русском, месяцем называют и Луну и период времени около 30 дней. По этим лунным месяцам — от одного «перволуния» до другого — китайцы и вавилоняне вели счет времени и устанавливали сроки земледельческих работ.

Сутки и лунный месяц были основными мерами времени у всех древних народов. По этим месяцам и были составлены первые календари. Вот тогда-то, около 6 тыс. лет назад, или даже еще раньше и появилось понятие «год». Годом считали 12, а иногда 13 лунных месяцев.

Начало года и первого месяца было приурочено к началу весенних полевых работ. Но сезонные изменения природы зависят не от движения Луны, а от смены времен года, от «круговорота» Солнца.

Жрецы-астрономы стали замечать, что календарь все больше расходится с временами года: ведь 12 лунных месяцев содержат только 354 дня — на 11 ¼ меньше, чем истинный год.

Чтобы устранить этот недостаток, жрецы добавляли по мере надобности дополнительный, тринадцатый месяц и таким способом подгоняли лунный календарь к срокам сельскохозяйственных работ. Сначала это был очень неудобный, путаный и произвольный календарь.

Кроме месяца, существовала еще одна мера времени — семидневная неделя. Эта мера времени лишь условно связана с лунным месяцем.

В Европу она проникла из Вавилона и сохранилась до наших дней.

Вавилоняне верили, что последний день каждой недели сулит одни лишь беды и неудачи и поэтому никаких дел не следует начинать в этот зловещий, проклятый богами день. Египтяне считали, что каждый день семидневки находится под охраной и покровительством того или иного бога.

По примеру египтян древние римляне каждый день недели посвятили одному из семи богов и небесных светил: Солнцу, Луне и пяти планетам, которые по именам римских богов получили названия Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна.

И до сих пор эти названия дней в значительной степени сохранились во французском, немецком, английском и других языках; до сих пор суеверные люди считают понедельник «несчастным» днем; до сих пор один из дней недели — пятницу, субботу или воскресенье — верующие люди почитают как религиозный праздник.

Совсем по-иному сложились русские названия дней. В Древней Руси неделя называлась «седьмицей», а воскресенье — «днем недельным» или просто «неделей», т. е. днем отдыха и покоя, когда «нет дел». Понедельник — это первый день после (по) «недели», вторник — второй, среда — середина седьмицы, четверг и пятница — четвертый и пятый дни, а суббота — от слова «сабат» или «шабаш», то есть последний трудовой день недели, конец всяких дел.

Правильный календарь удалось разработать лишь после того, как была открыта продолжительность солнечного года — периода обращения Земли вокруг Солнца.