Государство нового типа


Молчаливые географические карты могут красноречиво рассказать о многом.

Сравните старую административную карту царской России с административно-политической картой СССР. Что прежде всего остановит ваше внимание? Какие изменения вас сразу поразят?

Разумеется, не внешние границы страны. Они, правда, изменились, но не столь уж заметно: территория осталась примерно такой же. Зато внутренние административные границы подверглись таким коренным переменам, что это сразу же бросается в глаза.

Десятки миллионов тонн чугуна и стали ежегодно выплавляют наши металлургические заводы.
Десятки миллионов тонн чугуна и стали ежегодно выплавляют наши металлургические заводы.

Мы знаем, что в нашей стране живут десятки больших и малых наций, народов и народностей, говорящих на различных языках. По надписям на карте СССР можно точно определить, где живут украинцы, азербайджанцы, казахи, ненцы или другие народы.

Таких надписей не было и не могло быть на карте старой России. Царское правительство боялось своих «подданных». Царизм прилагал огромные усилия, чтобы раздробить силы народов. Он установил внутри страны административные границы, разделявшие народ одного языка, одной истории, одной культуры на несколько частей. Он сеял между отдельными народами национальную и религиозную вражду, натравливая русских на украинцев, азербайджанцев на армян. Якут, татарин, чуваш или ненец, для которых наша земля была такой же родной, как и для любого русского человека, считался «инородцем». Русский язык был официальным на всей территории Российской империи: на русском языке писали законы, вели судопроизводство и преподавание в школах. Для десятков миллионов людей нерусской национальности был закрыт путь к образованию и культуре.

Капиталисты, помещики и царская семья — хозяева почти всех богатств страны — представляли собой не большинство, а меньшинство населения. Их интересы охранял огромный аппарат угнетения и насилия: полиция, жандармерия, армия и церковь, владевшая миллионами гектаров земли и леса. Царь считался крупнейшим помещиком и «хозяином земли русской», как Николай II сам себя назвал, заполняя анкету всероссийской переписи населения.

Сотни тысяч автомашин ежегодно выпускают наши заводы. На снимке — сборочный цех Московского автозавода им. Лихачева.
Сотни тысяч автомашин ежегодно выпускают наши заводы. На снимке — сборочный цех Московского автозавода им. Лихачева.

«Хозяин тот, кто трудится... Запомните это!» — говорит рабочий Нил, герой пьесы «Мещане», написанной А. М. Горьким в начале нашего века.

Осенью 1917 г. все богатства страны перешли в руки народа. Хозяевами стали те, кто трудится,— рабочие и крестьяне. Они создали новую форму управления — Советы. Это самая справедливая власть, потому что при ней государством управляет не меньшинство, а народ — массы трудящихся.

Советский Союз, в котором мы живем, создался не сразу: первым государственным объединением была Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), затем Украинская и Белорусская республики. Несколько позже были образованы советские республики в Азербайджане, Армении и Грузии, объединившиеся в одну Закавказскую федерацию (ЗСФСР). Эти старейшие советские республики и явились ядром будущего СССР.

Сейчас в состав великого Советского Союза входит 15 союзных: республик; каждая из них объединяет крупную нацию (ее именем и называется республика). Менее многочисленные национальности на территории той или иной союзной республики объединены в автономные республики и автономные области. У каждой из них есть своя территория, свои органы власти и свое управление. Для самых малочисленных народностей созданы национальные округа. Бея работа в органах власти и управления проводится на родном для населения языке, на котором также ведется преподавание в школах. Все учащиеся национальных школ изучают и русский язык. Каждый из ребят русской, армянской, литовской и другой национальности может избрать путь к вершинам науки и культуры. За время существования Советской власти у всех народностей СССР появились свои высококвалифицированные рабочие, педагоги, врачи, инженеры, ученые, писатели.

Все большее значение в народном хозяйстве приобретает атомная энергия. На фото: главный зал первой атомной электростанции.
Все большее значение в народном хозяйстве приобретает атомная энергия. На фото: главный зал первой атомной электростанции.

СССР — великая железнодорожная, морская, речная и воздушная держава. Железные дороги связывают в единое целое все области и районы нашего огромного государства. Самый важный вид транспорта — железнодорожный: его работа почти не зависит от времени года или от погоды, он перевозит более четырех пятых всех грузов и всех пассажиров. Свыше 2 млн. человек обслуживают железнодорожный транспорт, который потребляет огромное количество угля, нефти, электроэнергии, прокатного металла и лесоматериалов. Сегодня у нас вдвое больше железных дорог, чем их было до революции.

Чрезвычайно велико в нашей стране значение водного транспорта, хотя он действует не круглый год, а лишь в период навигации — от половодья до ледостава. Массовые грузы — уголь, зерно, нефть, руду, стройматериалы, минеральные удобрения — выгоднее всего перевозить водой, так как это самый дешевый вид транспорта. До революции реки и моря нашей страны использовались очень плохо; Волга в верхнем течении была несудоходна; плаванию по Днепру мешали пороги, а по Дону — мелководье; могучие сибирские реки не были освоены. Северные моря, кроме Баренцева и Белого, не знали судоходства; редко появлялись суда в Беринговом и Охотском морях. Сырье вывозилось за рубеж на иностранных кораблях, на них же ввозились к нам заграничные товары.

А сейчас мы имеем мощный морской и не менее мощный речной флот. Благодаря плотинам, построенным на Волге, река стала судоходной на всем протяжении. Плотина у Днепрогэса дала возможность водить суда по Днепру от верховьев до устья.

Плотина у станицы Цимлянской превратила Дон, ранее несудоходный в течение большей части года, в действующую водную магистраль.

За время существования Советской власти общая длина судоходных речных путей увеличилась в два раза.

Канал длиной 227 км связал Белое море с Балтийским, сократив морскую дорогу на 4 тыс. км. Канал длиной 128 км соединил водной дорогой столицу Советского Союза с Волгой. Канал длиной 101 км связал великую русскую реку Волгу с Доном, дал Каспийскому флоту выход в Черное море и превратил Москву в порт пяти морей.

Новые морские порты созданы на Баренцевом и на Белом морях, в устьях великих сибирских рек, на Тихом океане, на Черноморском и Азовском побережьях, на Балтике. Корабли под советским флагом можно встретить сейчас во всех океанах мира.

Тысячи тонн рыбы вылавливаются в морях СССР. Мощный траловый флот работает в Баренцевом море, на Каспии, на Балтике, в Тихом и Атлантическом океанах.
Тысячи тонн рыбы вылавливаются в морях СССР. Мощный траловый флот работает в Баренцевом море, на Каспии, на Балтике, в Тихом и Атлантическом океанах.

До революции у нас вовсе не было таких видов транспорта, как автомобильный и воздушный. Протяженность шоссейных дорог не достигала и 25 тыс. км. Ныне она увеличилась н девять раз. Протяженность воздушных трасс почти вдвое превышает длину автомагистралей. Автомобиль и самолет уничтожили такие понятия, как «глухая провинция» или «медвежий угол». Самые отдаленные селения тесно связаны со всей страной, как связаны с ней сотни городов и тысячи селений, появившихся на карте СССР в последние десятилетия.

Эти города и селения выросли на местах богатых месторождений полезных ископаемых и в центрах новых промышленных районов. На Южном Урале возник Магнитогорск с гигантским металлургическим комбинатом; под Москвой — химический центр Сталиногорск; на Кольском п-ве — центры полярной индустрии Мурманск и Кировск. Появились новые богатейшие угольные бассейны: Караганда — в степях Казахстана, Воркута — за полярным кругом, Сталинск — в Сибири, медный гигант Балхаш — на юге Казахской ССР, заполярный порт Игарка — на Енисее, знаменитый город молодости — Комсомольск-на-Амуре.

В дореволюционной России промышленность была слабо развита. Царская Россия не только не занимала первого места в какой-либо отрасли, но во многих сильно отставала. Даже по производству удобрений она стояла на 16-м месте, а электроэнергии огромное русское государство производило меньше, чем крохотная Швейцария.

В СССР промышленность и сельское хозяйство уже давно совершенно освободились от иностранной зависимости. Многие товары мы уже не ввозим из-за рубежа, а даже экспортируем их.

Индустриализация, проведенная по планам, разработанным Коммунистической партией, обеспечила развитие хозяйства темпами, каких не знало ни одно капиталистическое государство. А с подъемом промышленности изменился и облик всего сельского хозяйства. Не стало меж, разделявших узкие полоски крестьянских наделов, исчезли деревянные сохи и бороны, серпы и косы, молотильные цепы и каменные катки. На огромные колхозные и совхозные поля пришла новая техника —могучие тракторы, многолемешные плуги, самоходные комбайны, тысячи совершенных уборочных машин, построенных на наших заводах.

Самолет ТУ-114 в полете. На борту этого гигантского турбовинтового самолета помещается от 170 до ‘420 пассажиров. Максимальную скорость — около 900 км/час— самолет развивает на высоте 9 км. В рейсовом полете на высоте 10 км скорость около 800 км/час.
Самолет ТУ-114 в полете. На борту этого гигантского турбовинтового самолета помещается от 170 до ‘420 пассажиров. Максимальную скорость — около 900 км/час— самолет развивает на высоте 9 км. В рейсовом полете на высоте 10 км скорость около 800 км/час.

Большой ущерб нашему хозяйству нанесло вероломное нападение фашистов. С лета 1941 до осени 1945 г. длилась Великая Отечественная война, во время которой погибли миллионы советских граждан. Тысячи заводов, фабрик и электростанций были взорваны, сотни городов и многие тысячи селений — сожжены. Завею историю человечества ни одно государство не несло таких жертв и материальных потерь, как Советский Союз в эту кровопролитную войну, закончившуюся великой исторической победой советского народа.

Великую историческую победу одержал героический народ нашей страны и на мирном фронте; за несколько лет он восстановил все, что было разрушено войной, и добился новых замечательных успехов. Уже в 1956 г. наша страна производила промышленной продукции в 3,5 раза больше, чем до войны, а сельское хозяйство давало гораздо больше хлеба, хлопка, риса, молока, масла и мяса, чем в 1940 предвоенном году.

Чем же объяснить невиданные темпы развития нашей промышленности и сельского хозяйства, не

уклонный рост культуры и подъем благосостояния миллионов трудящихся? Чем объяснить, что СССР давно уже занял особое, исключительное положение среди мировых держав как страна, где нет и не может быть безработицы, как государство, не знающее экономических кризисов?

Только тем, что Советский Союз — государство нового, высшего типа, коренным образом отличающееся от капиталистических государств.

Союз Советских Социалистических Республик — первое в мире социалистическое государство.

Оно создалось в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. Вся власть в СССР находится в руках трудящихся.

Руководящая и направляющая сила советского общества — Коммунистическая партия Советского Союза, созданная великим вождем мирового пролетариата Лениным. Под руководством этой партии рабочие нашей страны в союзе с трудящимся крестьянством свергли угнетателей и установили Советскую власть.

Коммунистическая партия привела наш народ к победе социализма и ведет его сегодня по пути строительства коммунизма.

Новые города на Советской земле.
Новые города на Советской земле. (Нажмите для увеличения)

В странах капитала власть находится в руках немногочисленного класса буржуазии. Она владеет подавляющей частью всех богатств.

Заводы, фабрики, электростанции, железные дороги, пароходства, авиалинии, торговые предприятия, земли, леса, водопады, все жилые здания являются собственностью отдельных хозяев, торгово-промышленных компаний, акционерных обществ и концернов — организаций, объединяющих крупнейших богачей страны. Само же государство, располагая ограниченными средствами, не может, разумеется,, предпринимать больших работ по переделке природы, которые, как правило, требуют огромных капиталовложений.

В Советском Союзе государству принадлежит вся земля, все леса, водные потоки и недра со всеми их богатствами. Государству же принадлежит вся сеть железных дорог, водный и воздушный транспорт, средства связи: почта, телефон, телеграф, радио,— все банки, все заводы, фабрики, электростанции, рудники, шахты, торговые предприятия, научные и культурные учреждения, коммунальные предприятия, основной жилищный фонд в городах и рабочих поселках.

Каждый советский гражданин может иметь свой дом, сад, пасеку, корову, личный автомобиль, но у него не может быть своего завода или фабрики, многоэтажного доходного дома или магазина. А в капиталистических странах один человек из многих миллионов может иметь сотни домов, десятки заводов и фабрик, миллионы гектаров земли и много тысяч слуг. Там собственностью одного человека могут быть не только отдельные селения, но даже целые города, где всё: земля, дома, построенные на этой земле, сады, парки, городской транспорт и электростанции — принадлежит одному хозяину. Такой хозяин заботится лишь о себе, о своем кармане, собственных прибылях и доходах, а не о благосостоянии своих сограждан.

В Советском государстве партия коммунистов и правительство неустанно стремятся обеспечить год от года растущие материальные и культурные потребности общества. Для удовлетворения этих потребностей необходим непрерывный рост промышленности п сельского хозяйства, а он возможен лишь при условии совершенствования всего производства на базе высшей техники. Вот почему наша социалистическая индустрия и сельское хозяйство, опираясь на растущую энергетическую базу, с каждым годом оснащаются все более совершенными машинами н механизмами. При помощи их мы получаем все больше продуктов питания и разнообразных товаров. Вот почему неуклонно поднимается благосостояние советского народа и растет его культура. Вот почему в такой стране, как наша, прославляется мирный, созидательный труд, а пропаганда войны рассматривается как уголовное преступление.

В капиталистическом обществе менаду правительством и народом, хозяином и рабочим, городом и деревней, между работниками физического и умственного труда лежит глубокая пропасть.

В Советском Союзе правительство и народ представляют одно целое, потому что народ сам выбирает правительство из своей же среды. Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Первая палата, каждый депутат которой выдвигается от 300 тыс. избирателей, представляет общие интересы всего населения страны. Вторая палата представляет особые, национальные интересы граждан нашего многонационального государства: каждая союзная республика — будь то РСФСР, насчитывающая свыше 100 млн. человек, или Эстония, где население почти в 100 раз меньше,— выбирает в Совет Национальностей 25 депутатов, автономная республика — 11 депутатов, автономная область — 5 депутатов и национальный округ — 1 депутата. Каждая из палат может предложить изменить существующий закон или выдвинуть свой, новый законопроект, но предложение войдет в силу и законопроект станет законом только после того, как его утвердят обе палаты.

Трудно представить себе большее равенство наций и большее единство интересов правительства и народа, чем равенство и свобода, установленные Конституцией СССР.

Нет в Советском Союзе и противоречий между городом и деревней, характерных для любой капиталистической страны и дореволюционной России.

В наши дни интересы города и деревни едины, потому что рабочие и колхозники в одинаковой мере заинтересованы в укреплении социалистического строя и принимают равное участие в управлении государством.

Исчезают и коренные различия между умственным и физическим трудом, потому что достижения науки и техники стали доступны всем трудящимся.

А трудится у нас каждый, кто может трудиться. И этим наша страна тоже отличается от стран капитализма, где десятки миллионов людей постоянно ищут работу.

Труд создает все богатства жизни, все великое и прекрасное на Земле. Но он не может приносить радость, если плоды его принадлежат не тому, кто трудится, а эксплуататору,— тогда труд становится тяжким бременем.

В стране, где у власти стоят сами трудящиеся, где ценность человека измеряется его работой на благо общества, труд давно уже стал делом чести и славы.