Школьные метеорологические станции


Метеорологические станции устраивают на географических площадках в школах. Школьные метеорологические станции имеют, прежде всего, учебные цели.

Школьные метеорологические станции ведут наблюдения за погодой при помощи простейших приборов, указанных на рисунке.

Школьная метеостанция

1. Грабельный нефоскоп. При помощи этого прибора определяют скорость движения облаков (рис. 14 внизу). Облако следует выбрать с резко очерченными краями. Для определения скорости движения облака берут в руки концы веревки и отходят на такое расстояние от столба, чтобы видеть зубцы граблей и наблюдаемую часть облака на одной линии. Стрелка граблей должна быть обращена в сторону движения облака. Наблюдатель должен стоять так, чтобы пометка на стержне граблей (ее делают на высоте 2 м от верхнего конца) была на уровне его глаз. Когда крайняя точка наблюдаемого облака придется против крайнего зубца, надо заметить время по секундной стрелке часов и следить, когда эта же точка дойдет до следующего зубца. Исходя из подобия треугольников ABC и ADE, мы делаем вывод, что расстояние, пройденное облаком, во столько раз больше расстояния между зубцами (0,2 м), во сколько раз сторона АВ треугольника ABC больше стороны AD. Далее по таблице определяется высота облака. Если, например, оно высоко-кучевое, то высота его будет 4000 м; поэтому BF/DE1=4000/2. Зная, что BC/DE=AB/AD и BF/DE1=AB/AD, получаем BC/DE=BF/DE1; отсюда узнаем, чему равняется ВС; очевидно, что ВС=BF•DE/DE1=400•0.2/2=400м.

Зная время, за которое облако прошло это расстояние, вычисляем скорость движения облака.

Направление движения отсчитывается по кругу с делениями (в низу прибора).

2. Флюгер.

3. Нефоскопическая сетка для определения количества и положения облачных масс на небе. Наблюдатель помещается внутри сетки и, пользуясь ее десятью секторами, отсчитывает на глаз количество облаков в баллах. Каждая десятая часть небесного свода, покрытая облаками, соответствует оценке в 1 балл облачности. Если полнеба закрыто облаками, то ставят 5 баллов.

Осадкомер — прибор для измерения количества выпавших осадков. Зимой дежурное ведро заменяется запасным, а собранный снег растапливается, и вода наливается в измерительный стакан.
Осадкомер — прибор для измерения количества выпавших осадков. Зимой дежурное ведро заменяется запасным, а собранный снег растапливается, и вода наливается в измерительный стакан.

4. Снегомерная рейка для определения высоты снежного покрова.

5. Мензурка.

6. Осадкомер.

7. Подставка для дождемера.

8. Осадкомер с защитной воронкой.

9. Гигроскоп — самодельный прибор для приблизительного определения влажности воздуха.

10. Волосной гигрометр.

11. Метеорологическая будка.

12. Сифонный ртутный барометр.

13. Гигрометр для определения точки росы.

В стаканчик наливается эфир. При продувании воздуха грушей происходит сильное испарение эфира и температура понижается. Вскоре стенки стаканчика запотевают: на стенках снаружи образуется роса — мельчайшие капельки воды. В этот момент отсчитывается показание термометра, которое и называется точкой росы. Точка росы показывает, когда в воздухе наступает сгущение водяного пара, появление тумана, росы или инея, если температура начнет понижаться.

Кроме того, необходим термометр (он находится внутри будки).

В летнее время метеорологические станции школьного типа следует устраивать в пионерских лагерях. За городом школьники могут проводить не менее интересные метеорологические наблюдения, чем на географических площадках в школах, но для этого необходимо приобрести некоторые навыки. Обычно уже с V класса учащиеся под руководством преподавателя географии начинают вести метеорологические наблюдения. На школьной метеостанции несколько раз в день делаются отсчеты по приборам и заносятся в журнал.

Если оборудовать простейшую метеостанцию, то вполне возможно регулярно предсказывать погоду по местным признакам.