Транспорт и связь


Четкое выполнение народнохозяйственных планов, управление сложным и многогранным хозяйством нашей страны, вся наша жизнь немыслимы без хорошо налаженного транспорта и связи.

Ежедневно почтальон приносит нам газеты и журналы. Почта доставляет письма, телеграммы, посылки. Фототелеграф может за несколько минут передать в другой город вашу фотографию, чертеж или документ. Несколько раз в сутки радио сообщает последние известия.

На голубоватых экранах телевизоров мы видим важнейшие события, свершающиеся не только в нашей стране, но и за рубежом. Начал входить в жизнь новый вид связи — видеотелефон, позволяющий не только слышать, но и видеть того, с кем идет разговор. В скором времени этот аппарат станет таким же привычным средством связи, как и обычный телефон.

Трудно даже сравнить нынешний уровень связи с тем, каким он был в нашей стране всего лишь полсотни лет назад, когда телеграф обслуживал только два населенных пункта из ста. За эти годы у нас были проложены многие сотни телеграфных и телефонных магистралей, построено много мощных радиостанций, созданы десятки телевизионных релейных линий. За эти же годы во много раз выросла сеть почтово-телеграфных учреждений — их у нас сейчас около 65 тыс.

В наши дни все, что случается в мире, может стать известным всему советскому народу буквально через несколько минут. Далеко-далеко, за многие тысячи километров радиоволны доносят до Москвы сообщения наших ученых, работающих в полярных областях Арктики и Антарктики, рапорты наших моряков со всех океанов земного шара. Постоянная радиосвязь поддерживается с летчиками, ведущими воздушные корабли. И когда наши космонавты совершали свои полеты вокруг планеты Земля со скоростью 27 тыс. км/час, они не теряли связь с Родиной ни на мгновение.

Перспективы коммунистического строительства ставят большие задачи в области развития связи. «Произойдет, — говорится в Программе КПСС, — еще большее развитие всех средств связи (почта, радио, телевидение, телефон и телеграф). Все районы страны получат хорошую и устойчивую связь и будут охвачены сетью взаимосвязанных телевизионных станций».

Работа одного из органов связи — почты — тесно переплетается с работой транспорта. Ведь письма, газеты, журналы, посылки не перешлешь по телеграфной проволоке или по радио. Но почтовые грузы, перевозимые всеми видами транспорта, представляют собой ничтожную часть гигантского грузопотока, текущего по транспортным артериям страны.

Такими артериями служат протянувшиеся на многие тысячи километров стальные пути, голубые трассы рек, каналов, озер и морей, серые ленты автострад и шоссейных дорог, воздушные линии для авиакораблей и длиннейшие трубопроводы, по которым перекачиваются нефть и газ. И подобно тому, как без притока свежей крови, воздуха, воды и пищи не может существовать организм, таки страна не может расти и нормально развиваться без хорошо работающего транспорта.

Стоит только задуматься и представить себе, что в эту самую минуту происходит на транспорте... По стальным путям, из конца в конец пересекающим страну, стремительно мчатся пассажирские поезда, перевозя сотни тысяч людей, грохочут товарные эшелоны по 80— 100 вагонов, груженные углем, рудой, металлом, изделиями химической промышленности, лесом, строительными материалами, хлебом, сахаром, мясом, маслом и др. В эту самую минуту по автострадам и шоссейным дорогам идет множество машин разнообразных марок, перебрасывая с места на место за сотни километров грузы и пассажиров. В эту минуту по воздушным путям летят сотни и сотни пассажирских и грузовых самолетов... По голубым водным магистралям, когда они свободны ото льда, движутся плоты и караваны барж, идут пароходы, теплоходы, электроходы, снуют катера и буксиры, проносятся стрелой скоростные суда-ракеты на подводных крыльях... И круглый год ходят по дальним морям наши огромные океанские суда, связывая портовые города СССР со всеми материками мира...

А что делается в эту минуту в городах? Бегут по улицам и площадям трамваи, троллейбусы, такси, автобусы, грузовики; глубоко под землей летят в туннелях поезда метро, мчатся по высоким виадукам вагоны электричек...

И в том, что лицо страны меняется с поразительной быстротой, тоже немалая заслуга нашего транспорта. Грузооборот железных дорог Советского Союза почти в два раза превышает грузооборот железных дорог США. За время Советской власти мы построили десятки тысяч километров новых железных дорог, проложили вторые пути на тех трассах, где была однопутная колея, заменили маломощные паровозы тепловозами и электровозами. Первая электрифицированная дорога была построена в 1926 г. на коротеньком участке Баку — Сабунчи — Сураханы, пятнадцать лет спустя длина электрифицированных дорог превышала 1500 км, а сегодня электропоезда ходят по многим магистралям страны общей протяженностью около 10 тыс. км. Длиннейшая из них, дорога Москва — Байкал, тянется на 5500 км. Электротяга экономит народному хозяйству миллионы тонн топлива и дает возможность намного увеличить скорость движения поездов — новейшие электровозы развивают скорость до 160 км/час. За последнюю четверть века были проложены десятки тысяч километров автострад, которых вообще не знала старая Россия. И эти дороги продолжают строиться, для того чтобы все населенные пункты страны были связаны друг с другом.

На пересыхавших, мелевших реках поднялись гигантские гидротехнические сооружения. Глубоководные каналы соединили отдельные речные бассейны и связали Балтийское и Белое моря, Каспийское с Азовским и Черным морями. В ближайшие годы закончится строительство канала, соединяющего Волжский бассейн с северными морями, и нового водного пути, который через Днепр и Неман свяжет Черное море с Балтикой. Тогда голубая сеть наших европейских рек станет единой водной системой.

На водные просторы выходят новые скоростные суда — в том числе суда на подводных крыльях и на воздушных подушках; увеличиваются скорости водного транспорта, удлиняется время навигации — в помощь Северному флоту направляются мощные ледоколы, которые во главе со своим флагманом — атомоходом «Ленин» — прокладывают нашим кораблям дорогу сквозь льды.

Все большее распространение получает гражданская авиация. Уже сейчас ею пользуются сотни тысяч людей, а через несколько лет она станет еще более массовым видом транспорта.

С каждым годом все более важное значение приобретает трубопроводный транспорт, и это понятно: гораздо выгоднее и быстрее не перевозить жидкие продукты в железнодорожных цистернах или в наливных баржах, а гнать Их по трубам. А для транспортировки газа в больших количествах и особенно на большие расстояния это единственный способ.

«Рост народного хозяйства потребует ускоренного развития всех видов транспорта», — говорится в Программе нашей партии. И эти задачи успешно решаются работниками транспорта. Свыше 60% всех железнодорожных перевозок уже в 1962 г. осуществлялось электровозами и тепловозами. Растет грузооборот на речных и морских путях, на шоссейных дорогах и воздушных линиях...