Наука и культура свободного народа


Сравнительно недавно работа ученых и сама наука представлялись большинству людей как занятие хотя и почетное, но таинственное, стоящее в стороне от жизни с ее повседневными заботами.

Что же произошло в наши дни? Почему никогда за всю историю человечества не бывало еще такого, чтобы миллионы умов столь согласно сходились бы в нетерпеливом, страстном интересе к новостям с научного фронта? А новое — в том, что всем стало очевидным безмерное могущество знания. Собирая практический опыт, продумывая и обобщая его, открывая законы природы и применяя их к той же практической деятельности, наука сделалась нашим постоянным советчиком и проводником в любых делах. Недаром в Программе КПСС говорится, что применение науки становится решающим фактором могучего развития производства.

 

ВЕРНАЯ ОПОРА СОЗИДАНИЯ

Никогда еще в истории человечества наука не играла (да и не могла играть!) такой важной роли, как при социализме. Эпоха развернутого строительства коммунистического общества, в которую вступил наш народ, открывает перед советской наукой еще более широкие, поистине бескрайние просторы, для творчества. Высокий уровень развития общественных наук и естествознания является предметом постоянных забот партии.

Нашей науке не пришлось «завоевывать» себе признание и добиваться поддержки, как это обычно приходится делать науке при капитализме, где она развивается непланомерно.

Закладывая основы общества нового типа, В. И. Ленин и его соратники видели в науке верную опору созидания. В ту пору Россия была страшно разорена и многим старым специалистам не верилось, что в такой трудной обстановке большевики смогут заняться наукой.

Враги Советской власти, буржуазные идеологи, утверждали тогда, что мечтать о построении социализма в стране, где 760 неграмотных приходится на каждую тысячу населения,— сплошная утопия. Они говорили, что надо ждать, пока страна «созреет», «дорастет» до социалистической революции. Но большевики во главе с В. И. Лениным отмели и на деле опровергли эти контрреволюционные идеи.

Владимир Ильич указывал, что, завоевав власть, изгнав помещиков и капиталистов, сделав достижения цивилизации, науки и техники подлинно всенародным достоянием, пролетариат создаст необходимые предпосылки для быстрого подъема культуры всего народа.

Большевики знали: предстояла борьба — упорная, настойчивая... Это был трудный, сложный путь подъема к вершинам науки и культуры. При братской, бескорыстной помощи русского народа его успешно прошли все народы нашей многонациональной страны (см. ст. «Культурная революция»).

И советский народ победил в борьбе за культуру. Бесстрастная статистика говорит, что наш народ сейчас становится народом всеобщей образованности, что теперь каждый сотый гражданин СССР — студент высшего учебного заведения. Но какая статистика оценит душевные силы советского человека, его идейность и творческую устремленность!

ПЕРВЫЙ ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ

12 апреля 1961 г., 9 часов 7 минут утра по московскому времени. У пульта управления полетом космического корабля «Восток» ученые, конструкторы, инженеры. Наступил исторический момент. Сейчас — старт. На экране телевизора лицо молодого человека, озаренное лучезарной улыбкой.

Советский человек — Колумб космоса! Спокойный, уверенный в успехе. Ведь чудесный звездный корабль создал могучий гений советского народа.

— Поехали! — шутя говорит он п приветствует обеими руками остающихся на Земле.

И вот взревели двигатели ракеты — двадцать миллионов лошадиных сил!

Первый космонавт был еще в полете, на трехсоткилометровой высоте, вел наблюдения за показаниями приборов, записывал, пил, ел, испытывая необычайное состояние невесомости, видел сквозь оптические стекла иллюминаторов красавицу Землю в голубом ореоле, а на всех континентах планеты люди уже передавали друг другу волнующую весть, сообщенную советским радио:

— Гражданин СССР, коммунист, майор Юрий Гагарин — в космосе!..

Юрий Алексеевич Гагарин родился в небольшом селе под Гжатском в 1934 г.; его отец — колхозный плотник, мать:— доярка, дочь путиловского рабочего. Простые люди, перед которыми Советская власть открыла прямую и широкую дорогу в счастливую жизнь.

В биографии Юрия Гагарина нет ничего особенного. Точно так же, как тысячи его сверстников, ребят из трудовых резервов, он учился в ремесленном училище. Здесь стал комсомольцем, спортсменом, квалифицированным формовщиком-литейщиком. Окончил училище с отличием и в числе трех лучших учеников был направлен в Саратовский индустриальный техникум.

Мечта стать летчиком зародилась у Юрия Гагарина еще в раннем детстве; ему было семь лет, когда началась Великая Отечественная война. Мальчик видел, как над родным селом, где бесчинствовали фашистские захватчики, советский летчик повторил подвиг капитана Гастелло. Подбитый вражеской зениткой, самолет не ушел к своим за линию фронта. Объятый пламенем, он развернулся и врезался в скопившиеся на сельской улице танки и пушки фашистов.

— Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов... Я буду летчиком,— дал себе слово Юрий. И он выполнил это обещание.

В Саратове студент индустриального техникума поступил в аэроклуб. Учиться и одновременно посещать аэроклуб было трудно, но Юрий писал своим друзьям:  «...летчиком стану, несмотря ни на какие преграды».

Выпускные полеты в аэроклубе он выполнил на «отлично», а незадолго до этого блестяще защитил дипломную работу в техникуме.

С высшей оценкой Юрий Гагарин закончил и Оренбургское авиационное училище, куда поступил, чтобы совершенствовать свое летное мастерство.

Он летал на реактивных самолетах. Товарищи любили его за скромность, трудолюбие, принципиальность и отзывчивость. Он много читал, мечтал о полетах к звездам, увлекался спортом и отлично нес трудную службу военного летчика. В семье военных летчиков комсомолец Юрий стал членом КПСС.

Когда был запущен первый искусственный спутник Земли, Гагарин вместе с другими летчиками подал рапорт с просьбой зачислить его в группу космонавтов. Строгая медицинская комиссия тщательно проверила и в конце концов признала: «Годен».

С этого дня началась новая страница его жизни. Юрий Гагарин занялся изучением астрономии, геофизики, биологий, проходил специальные тренировки в условиях, близких к условиям космического полета, «обживал» космический корабль, похожий на лабораторию ученого, вместе с конструкторами готовил корабль к полету. Но он не единственный готовился к полету в космос. Большая группа летчиков училась и тренировалась вместе с ним, и все ее участники, как и Юрий, были готовы выполнить задание Родины.

За несколько дней до полета Юрий Алексеевич Гагарин при ехал в Москву; он пошел на Красную площадь — к Ленину.

...И вот дан старт. Началось первое космическое путешествие человека...

Через 108 минут первый космический рейс вокруг Земли закончился. Первый человек благополучно вернулся из космоса; он приземлился в окрестностях деревни Смеловка, что находится в Саратовской области.

14 апреля 1961 г. героического космонавта торжественно встречала столица нашей Родины Москва. Руководители партии и правительства тепло приветствовали Юрия Алексеевича.

Теперь советский гражданин, подполковник Юрий Алексеевич Гагарин, верный сын Коммунистической партии — Герой Советского Союза и первый обладатель почетного звания «Летчик-космонавт СССР».

Замечательные победы науки обусловлены у нас не только количественным превосходством в подготовке квалифицированных инженеров и научных работников, хотя и это имеет, конечно, важнейшее значение. Дело в том, что небывалый в истории размах нашей культурной революции необозримо расширил поле отбора талантов, а советский строй открыл для них безграничные творческие просторы.

Опыт социалистического строительства в СССР показывает, что социализм создал наиболее разумные и естественные формы соединения науки с производством. Как первый пятилетний план, так и современные планы построения материально-технической базы коммунизма в СССР предусматривают сотрудничество науки и практики. Ученые непосредственно участвовали и участвуют у нас в составлении государственных планов, помогают их выполнять.

Вместе с тем — впервые в истории! —начала планироваться и сама научная работа. Это позволило сосредоточить силы науки на решающих участках. Вот почему советские ученые исключительно быстро разработали способы мирного использования атомной энергии и опередили капиталистические страны в освоении космоса. В этих сложнейших областях на каждом шагу возникают крупнейшие комплексные проблемы, для решения которых требуются усилия многих наук. Достаточно сказать, что в проектировании первого в мире атомохода «Ленин» приняли участие около 30 научно-исследовательских институтов, около 60 конструкторских бюро, а в его практическом осуществлении участвовали свыше 250 предприятий.

Планирование и согласование научных работ важного значения- способствуют творческому единству, плодотворной «дружбе наук». Ведь различные отрасли знания всегда опирались друг на друга, взаимно обогащались. Так, развитие физики всегда было связано с развитием астрономии, химии и минералогии. Еще более прочная связь существовала между физикой и математикой. В настоящее время взаимодействие наук играет еще большую роль, чем прежде, и успех каждой из них все сильнее начинает зависеть от успехов других областей знания. Например, прогресс в области естествознания во многом Зависит от развития математики с ее новейшими теориями и электронно-счетными машинами. В то же время сама математика постоянно черпает темы для новых задач у физики, химии, биологии и других наук.

В связи со все большим расширением фронта научных исследований, в связи с большим количеством поисковых работ «на стыках» наук особо важное значение приобрело согласование всей научной деятельности в стране. При социалистическом строе такая координация возможна и в масштабе нескольких государств — страны лагеря социализма согласовывают планы важнейших направлений научной работы.