Счастливое воссоединение


Происходивший с древних времен процесс отделения умственного труда от физического имел классовую основу. Освободившийся от участия в производстве господствующий класс выделил из своей среды особых людей, занимающихся умственным трудом. Уделом же эксплуатируемого класса оставался тяжелый физический труд.

В дальнейшем, с развитием производства, разделение труда на умственный и физический углублялось. Возникала потребность в выполнении новых, более сложных операций. Для этого были нужны специальные дополнительные знания. При больших работах, объединявших многих людей, требовались надзор и управление производством. Это стало обязанностью лиц умственного труда. Так было, например, при создании больших оросительных систем, выполнении крупных строительных работ и т. д. Они дали толчок к систематизации и обобщению накопленных человечеством знаний, к возникновению математики, механики, астрономии и других наук.

В крупном капиталистическом производстве разделение физического и умственного труда дошло до крайности. Способности рабочего перестают иметь какое-либо существенное значение, и он превращается в простой придаток машины.

Правда, определенное минимальное обучение рабочего становится необходимым в силу самого характера промышленного производства. Но при капитализме непосредственный производитель никогда не может стать всесторонне развитой личностью, сочетающей в своей деятельности умственный и физический труд.

Только социализм устраняет эти противоречия.

«Раньше, — писал вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции Владимир Ильич, — весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием...»

При социалистическом строе общественное назначение науки решительно изменяется — она превращается в средство раскрепощения трудящихся, облегчения их труда, способствует улучшению их жизни. Добрые законы товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, утверждаемые в нашем социалистическом обществе, распространяются и на взаимоотношения людей науки с непосредственными участниками производственного процесса. Да и сам процесс производительного труда в условиях нового, справедливого общественного строя обязательно предполагает постоянную познавательную и творческую деятельность человека.

Неудержимо растет общий уровень квалификации советских рабочих. Характер труда рабочего меняется на наших глазах. От него требуются уже не только узкоспециальные знания, но и широкое понимание технических — и научных! — задач всего производства в целом. Он должен также разбираться в экономике производства, понимать научные основы автоматики, обладать высокой культурой труда. В труде одного рабочего все чаще совмещается несколько профессий. Под словом «высококвалифицированный» мы начинаем подразумевать уже совсем новые качества. Во многих областях техники сейчас на первый план выдвигаются не слыханные раньше профессии, например регулировщики счетно-решающих и телевизионных устройств. Такая квалификация требует глубоких научно-технических знаний.

Итак, у нас на глазах меняется содержание труда. В ближайшем будущем этот процесс развернется еще стремительнее. Но одновременно меняется и наше отношение к труду. Меняемся и мы сами...

В свое время по всей нашей стране гремели имена славных забойщиков, отбойным молотком поставивших первые рекорды труда. Теперь их сменили машинисты могучих угольных комбайнов. Завтра им на смену придут командиры целиком автоматизированных шахт.