Становление современной школы


...Июль 1943 г. В разгаре битва на Курской дуге. В эти дни правительство принимает решение о создании школ рабочей молодежи. Тысячи производственников садятся за парты, чтобы продолжать учение, прерванное войной. Эти школы быстро завоевали популярность. Почти 2 млн. юношей и девушек получили в них за 15 лет (1943—1958) семилетнее и среднее образование.

...Залечены раны войны. Наша страна, построившая социализм, начинает создавать материально-техническую базу коммунизма. XXI съезд партии принимает семилетний план развития народного хозяйства СССР. Происходят серьезные качественные изменения в промышленности, строительстве, транспорте. В строй вступают тысячи новейших типов машин, станков, аппаратов, приборов. Эти преобразования поставили новые задачи перед школой.

Эти задачи нашли отражение в «Законе об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Смысл и цель закона, встреченного всенародным одобрением, с предельной простотой разъяснил Н. С. Хрущев, выступая на Всероссийском съезде учителей в 1960 г.:

— Главное в перестройке школы — это соединение обучения с общественно полезным производительным трудом и усиление воспитательной работы школы. Борьба за победу коммунизма требует всестороннего, гармоничного развития советского человека. А это значит не только овладеть всей суммой научных знаний о природе, технике, обществе, но и научиться практически использовать эти знания для непосредственного трудового участия в коммунистическом строительстве. Нам нужно не просто усвоение знаний, а превращение их в глубокие идейные убеждения, такие убеждения, которые рождают сильные чувства, проявляются в делах, в поступках на благо народа.

Расширилось, стало содержательнее, глубже само понятие «школа». Прежде оно не отделялось от класса, парты, классной доски. Теперь вы порой называете школой цех завода, колхозное поле или ферму, стройку. Работая на них, вы не только получаете практические трудовые навыки. Вы приобщаетесь к жизни производственного коллектива. В трудовых процессах у вас вырабатывается коммунистическое, сознательное отношение к труду, чувство товарищества и взаимопомощи. Вы видите реальные результаты своей работы, ваши усилия сливаются с трудовыми усилиями коллектива.

Все это и есть большая и мудрая школа коммунистического воспитания. Партия ставит перед школой благородную цель — воспитывать людей разносторонне образованных, знающих основы наук, готовых практически использовать свои знания для труда, для участия в коммунистическом строительстве. И еще одно важное задание школе — привить учащимся умение жить и трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд в самых различных формах прочно вошел в школьную жизнь. Всей стране известен почин учащихся Григорополисской школы в Ставропольском крае. Они создали в колхозе свои производственные бригады. Их примеру последовали многие сельские школы. Ученические бригады — полноправные трудовые коллективы в колхозах. За ними закреплены участки на полях, сельскохозяйственная техника. Число таких бригад постоянно растет. Только в 1960 г. 350 тыс. школьников Российской Федерации участвовали в ученических производственных бригадах. Большую пользу приносит Родине труд сельских школьников. Он отмечен всеобщим признанием.

...Смуглолицая девушка в школьной форме была самой юной среди участников совещания работников сельского хозяйства республик Средней Азии, Азербайджана и южных областей Казахстана, проходившего в Ташкенте в ноябре 1961 г.

— Слово предоставляется бригадиру ученической бригады Дильбар Юсуповой, — объявил председательствующий.

Под гром аплодисментов десятиклассница из Андижанской области прошла на трибуну.

— Мы выходим в жизнь. Выходим не белоручками. Школа дала нам не только знания, но и многие практические навыки, приобщила к полезному труду. Уже три года мы, ученики старших классов, настоящими хозяевами работаем на земле, которую закрепил за школой колхоз... За три года на поле мы прошли, пожалуй, даже не школу, а почти университет хлопководства... В дни работы XXII съезда КПСС мы рапортовали о выполнении плана хлопкозаготовок, дав по 30 ц хлопка-сырца с гектара.

— Ваши слова, — обратилась Дильбар к Н. С. Хрущеву, — о том, что богатства недр лежат в тайге, в горах, пустынях, мы помним. Добыть эти богатства — смысл и счастье нашей жизни.

Никита Сергеевич в своей речи дал высокую оценку труду школьников:

— У наших мастеров растет достойная смена, — сказал он. — Мы видели эту смену, когда выступала Дильбар Юсупова...

Через несколько дней после этого совещания Н. С. Хрущев встретился в Целинограде с работниками сельского хозяйства Казахстана. В своей речи он тепло отозвался о юных целинниках.

— На вашем совещании было предоставлено слово подрастающему поколению, — сказал Никита Сергеевич. — Выступали школьники: Анатолий Панченко, Нина Кузьмина... Это замечательная наша смена, приятно их слушать. Им жить при коммунизме. И можно сказать: не зря мы, товарищи, потрудились! Вот поросль, которая идет в новую жизнь, она уже сейчас проявляет себя в труде.

Укрепление связи школы с жизнью повлекло за собой также и повышение качества знаний учащихся. Занятия по физико-техническим предметам проводятся в тесной связи с вашей производственной практикой. Это помогает лучше понять и усвоить математику, физику, черчение.

Всесторонне образованный человек должен знать и законы развития общества, т. е. понимать марксистско-ленинское учение. Богатый мир мыслей и чувств открывается перед вами, когда вы овладеваете родным языком, изучаете литературу. А сколько радости приносит развитие эстетических вкусов, умение отличать настоящую красоту от ложной красивости! И, наконец, сила, выносливость, жизнерадостность — эти качества воспитывают физкультура и спорт. В учебной программе отводится немало места этим предметам.

Школа организует и ваши внеклассные занятия, разумный интересный досуг и отдых. В различных кружках, на занятиях художественной самодеятельности вы развиваете свои дарования и склонности, углубляете знания. Исследовательскую работу ведут сотни тысяч юных натуралистов. Юные техники в лабораториях и кабинетах конструируют модели и приборы, развивают творческую активность. В содружестве со школой работают многочисленные детские внешкольные учреждения страны. Только в Российской Федерации создано около 1500 Домов и Дворцов пионеров, 156 станций юных техников, 129 станций юннатов, 72 детские экскурсионно-туристские станции.

Государство расходует большие средства на народное образование. Школа живет, окруженная отеческой любовью всего народа. Эта любовь выражается и в том, что трудящиеся помогают укреплять школу, создавать благоприятные условия для ваших занятий. За последние годы тысячи школьных зданий построены на средства колхозов и предприятий Украины, Узбекистана, Молдавии, Башкирии, Белгородской, Курской, Оренбургской областей. Школа окружена множеством добрых, заботливых друзей. Кто эти друзья? Это прежде всего коллективы заводов, фабрик, совхозов, колхозов, связанные со школой многолетней плодотворной дружбой.

Именно такая дружба связывает школы с московским станкостроительным заводом «Красный пролетарий», с коллективом Нижнетагильского металлургического комбината, с машиностроителями Свердловска, с нефтяниками Азербайджана и Татарии, со строителями Кемеровской области.

С горячим одобрением встретили советские люди замечательное начинание — создание школ-интернатов и школ продленного дня. В школах-интернатах ребята живут, учатся, занимаются производительным трудом. Уже в 1962 г. в школах-интернатах, школах и группах продленного дня занималось около 1 млн. мальчиков и девочек.

По праву гордятся советские люди успехами своей школы. В ее стенах получили образование бессмертные герои Великой Отечественной войны, такие, как Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, молодогвардейцы Краснодона, Александр Матросов, Володя Дубинин и многие другие; новаторы и Герои Социалистического Труда— те, кого мы называем «маяками»; создатели величайших в мире строек, спутников и космических ракет, атомных реакторов и судов с атомными двигателями; наконец, первые в мире космонавты, «небесные братья» Юрий Гагарин и Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович.

За годы Советской власти с помощью школы в стране полностью ликвидирована вековая отсталость. В 40 раз возросло количество учащихся в старших классах средней школы. Бурно расцвела культура национальных окраин. В Казахстане, например, из каждых 50 детей школьного возраста до революции мог учиться только один. Теперь в республике почти 10 тыс. школ, в них обучается около полутора миллионов детей.

Да, поистине прекрасны достижения нашей культуры! Но еще более грандиозны перспективы, которые открыты перед школой!

...Октябрь 1961 г. XXII съезд КПСС принимает новую Программу Коммунистической партии. В ней указан путь к достижению светлой мечты человечества — коммунизма. С новой силой и глубиной, с предельной четкостью и конкретностью поставлены в этой Программе народного счастья задачи развития просвещения.

Программа проникнута беспредельной любовью к человеку, вниманием к его запросам, к его будущему. А о вас, ребята, в Программе сказано так: «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества».

Вам, друзья, предстоит величайшее счастье — жить и трудиться при коммунизме.

Строительство мощных электростанций, осушение заболоченных и обводнение засушливых земель, создание металлургических и машиностроительных баз, развитие химической промышленности, подъем производительных сил сельского хозяйства — всех богатырских дел, намеченных партией и народом на ближайшее двадцатилетие, не перечесть.

Вы уже сегодня своим трудом участвуете в создании материально-технической базы коммунизма. Это участие с каждым годом будет энергичнее и активнее. Ведь школа воспитывает вас в труде и для труда. А труд в новом обществе требует глубокой и серьезной подготовки, высокой культуры.

В Программе, которая стала для всех нас законом жизни, указано: «Переход к коммунизму предполагает воспитание и подготовку коммунистически сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в области науки и культуры».

Для того чтобы добиться этого, необходимо «в течение ближайшего десятилетия осуществить обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве и не имеет соответствующего образования; в следующем десятилетии будет предоставлена для всех возможность получения полного среднего образования».

Партия указывает, что связь обучения и воспитания подрастающего поколения с производительным трудом должна стать еще более прочной: «Подготовка человека к трудовой деятельности, воспитание любви и уважения к труду как к первой жизненной потребности и составляет суть, сердцевину всей работы по коммунистическому воспитанию».

Партия заботится о том, чтобы школа имела все условия для успешного осуществления новых величественных задач. В Программе намечено широкое школьное строительство. Все школы получат хорошие помещения и смогут работать в одну смену. Это позволит шире развернуть внеклассные занятия. Кино, радио, телевидение придут в школу, чтобы помочь вам учиться. Они будут широко применяться на уроках. Во всех школах будут оборудованы гимнастические залы и целые спортивные городки, созданы студии для занятий музыкой, живописью, скульптурой.

Недалеко то время, когда мы сможем ввести во всех школах бесплатные горячие завтраки, предоставлять школьникам бесплатно учебники и школьную одежду. Затем последует полная отмена платы за содержание детей в яслях и детских садах, в школах с продленным днем и школах-интернатах.

Все новое, что вошло в нашу с вами жизнь вместе с Программой КПСС — Программой народного счастья, окрылено великой целью — «все во имя человека, для блага человека». А каким же должен быть этот человек, гражданин завтрашнего дня, творец и созидатель светлого будущего нашей Родины?

В Программе начертаны живые и притягательные черты нравственного облика нового человека — строителя коммунизма. Он предан делу коммунизма, любит свою Родину. Он добросовестно трудится для общества, глубоко понимает свой общественный долг. Он честен, правдив и добр, прост и скромен, непримирим к несправедливости, тунеядству и нечестности. Он стоит за дружбу и братство всех народов СССР, за братскую солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. Моральный кодекс советского человека проникнут духом коллективизма и гуманизма. Это выражено в простых, всем понятных словах: «Каждый за всех, все за одного», «Человек человеку — друг, товарищ и брат».

Прекрасные черты и качества воспитывала, воспитывает и будет воспитывать в юных гражданах советская школа. Она всегда действовала и действует в тесном содружестве с комсомолом и пионерской организацией. Комсомольцы — первые помощники учителей в их благородном труде. В своей речи на XIV съезде ВЛКСМ Н. С. Хрущев отметил ту большую и полезную работу, которую комсомольцы ведут с ребятами пионерского возраста. Никита Сергеевич подчеркнул, что это очень ответственное поручение, которое дает комсомолу партия, народ, Родина.

Выступая на XXII съезде партии, глава нашего правительства говорил о важной роли советской школы во всестороннем и гармоничном развитии человека. Теплые слова посвятил он учителю: «В воспитании подрастающего поколения великая роль принадлежит народным учителям, которых по праву можно считать духовными наставниками молодежи. Следует всемерно подымать роль народного учителя, окружать его вниманием и заботой».

Учитель! Его образ возникает в памяти прежде всего, когда мы думаем о школе. Вы, конечно, знаете замечательные слова об учителе из «Молодой гвардии» А. Фадеева: «В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель — это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа — в руках учителя, в его золотом сердце».

Да, это так! Ваше будущее, ребята, качество ваших знаний, сила ваших убеждений, чистота вашего нравственного облика во многом зависят от ваших учителей. Так помогайте же, друзья, своим учителям! Будьте прилежными в учении, старайтесь активно воспринимать то, чему вас учат педагоги. Воспитывайте в себе прекрасные качества человека, которому предстоит построить коммунизм и жить в коммунистическом обществе.

Огромная армия учителей трудится в народном просвещении. Свыше 175 тыс. педагогов награждено орденами и медалями СССР, более 38 тыс. — значком «Отличник народного просвещения». Лучшие учителя удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

Вместе с учителем начинаете вы, друзья, свой путь познания мира. К учителю, к родной школе обращают свою признательность люди, давно вышедшие в самостоятельную жизнь.

 

* * *

...Окончены занятия. Но в этот вечер школа полна взволнованными голосами. Взрослые, встречаясь, пожимают друг другу руки, обнимаются, окружают учителей. Там и здесь слышится:

— А помните?.. А помнишь?..

Люди разных возрастов и профессий встречаются как родные. Они окончили эту школу и пришли на традиционную встречу ее бывших воспитанников. Все они волнуются. Сегодня они дают своим наставникам отчет в том, что ими сделано. Здесь, в школе, они встречаются не только со своим прошлым, но и заглядывают в будущее—ведь перед ними вы—их юная смена.

Вы, ребята, тоже когда-нибудь придете в свою школу на традиционную встречу ее выпускников. Вы будете строить коммунизм своими руками, жить в коммунистическом обществе. Конечно, вам будет о чем рассказать вашим школьным друзьям и учителям. И школа, воспитавшая вас, порадуется вашим богатырским делам, вашей большой и светлой жизни.