Ростки коммунизма


На Соколиной горе — одной из бывших московских окраин — расположена станция Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Обычно в депо, где ремонтировались паровозы, субботними вечерами становилось тихо. Закончив работу, слесари, машинисты, котельщики расходились по домам.

Совсем иначе было здесь в субботу 12 апреля 1919 г. Всю ночь в депо горел свет, гулко раздавались напряженные удары молота, скрипели напильники и сверла, слышались громкие, оживленные голоса. Это 15 рабочих-коммунистов остались после трудовой смены на сверхурочную работу. По велению своей совести, по добровольному почину они, чтобы ускорить победу страны над Колчаком, решили в нерабочее время бесплатно отремонтировать паровозы.

До шести часов утра кипела напряженная работа. Ее результат был весьма ощутимым: три отремонтированных локомотива стояли на стальных путях у ворот депо, готовые отправиться в далекий путь.

Так прошел первый в истории коммунистический субботник.

Об этом начинании узнали все коммунисты железной дороги. На общем партийном собрании выступил один из инициаторов первого субботника, председатель партийной ячейки депо Москва-Сортировочная слесарь Иван Ефимович Бураков. Собрание решило проводить субботники каждую неделю.

В субботу 10 мая 1919 г. на Московско-Казанской железной дороге был проведен первый массовый коммунистический субботник. На этот раз работали уже 205 человек. Участники субботника трудились с огромным подъемом и сделали почти в три раза больше, чем в обычный рабочий день. Это был вдохновенный, подлинно коммунистический труд.

Весть о трудовом подвиге московских железнодорожников быстро разнеслась по всей стране. Субботники в годы гражданской войны стали проводиться регулярно во всех городах Советской республики. Пример коммунистов увлек широкие массы беспартийных. Во время субботников трудились уже не единицы, а десятки и сотни тысяч человек.

Так, в день первомайского субботника 1920 г. в Москве работали 425 тыс. рабочих и служащих, а в Нижегородской губернии 1 и 2 мая 1920 г. в субботниках приняли участие около 600 тыс. человек.

Вместе со всеми трудящимися на субботники выходили руководители Коммунистической партии и Советского правительства. 1 мая 1920 г. в Кремле на расчистке территории работал Владимир Ильич Ленин. Участник этого субботника И. И. Борисов вспоминает: «Работу нужно было выполнять попарно, и я в паре с Владимиром Ильичей стал носить длинные слеги... Работал он замечательно...»

В тот же день на заводе Михельсона (ныне завод им. Владимира Ильича) за токарным станком трудился «всероссийский староста», Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин.

Практические результаты работы, проделанной в те годы во время субботников, были огромны. Рабочие ремонтировали паровозы и вагоны, разгружали тысячи тонн различных грузов, пилили дрова, очищали от хлама улицы городов и железнодорожные линии, дополнительно выпускали необходимые фронту пулеметы и шинели, винтовки и сапоги, патроны и гимнастерки. Все это помогало ускорить победу над врагом.

Но огромное историческое значение субботников состояло не только в этом. Главное и основное — то, что это были подлинные ростки коммунизма. Субботники дали пример коммунистического труда, показали творческую, созидательную роль рабочего класса, его трудовой героизм. В. И. Ленин назвал коммунистические субботники «великим почином».

Раньше рабочие долгие годы трудились на эксплуататоров, создавали материальные ценности. Однако их труд был подневольным, основывался на «дисциплине палки», на «дисциплине голода».

Великая Октябрьская революция ликвидировала господство капиталистов, передала фабрики и заводы трудящимся. Рабочие стали трудиться на себя, на свое государство, на благо всего народа. Они стали хозяевами своей страны и своей судьбы. Новые условия породили совершенно новую дисциплину труда — дисциплину сознательную, свободную, основанную на товарищеской взаимопомощи и социалистическом соревновании.

Воспитание такой дисциплины — дело чрезвычайно сложное: ведь в сознании людей тогда сохранялось еще множество пережитков старого.

Коммунистические субботники как раз и знаменовали начало перехода к новой, социалистической общественной дисциплине. Голодные, усталые рабочие трудились добровольно, по собственной инициативе, без всякой оплаты. Они трудились, чтобы помочь стране скорее разбить врагов, трудились во имя укрепления своего государства — республики рабочих и крестьян.

Такая сознательность и самоотверженность и говорили о переломе в сознании людей. Поэтому В. И. Ленин рассматривал субботники как «фактическое начало коммунизма». «Коммунизм начинается там, — писал он, — где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей...»

Первые субботники живут в памяти народа. Советские люди не забудут этой славной страницы истории. Они всегда будут гордиться тем, что

 

В полуразрушенной России,
Под красным заревом знамен,
За всю историю — впервые
Был этот подвиг совершен.
(Я. Смеляков)

 

В. И. Ленин указывал, что строительство социализма и коммунизма не может быть осуществлено в несколько дней, недель и даже лет. Для построения социализма нужен большой исторический срок — переходный период от капитализма к социализму.

Свержение господства буржуазии, завоевание рабочим классом политической власти было первым, чрезвычайно важным шагом в борьбе за построение социалистического и коммунистического общества.

Второй важный шаг — то, что земля, банки, заводы, фабрики, железные дороги, находившиеся прежде в руках капиталистов и помещиков, стали общенародным достоянием (см. ст. «Мы наш, мы новый мир построим»). Все это создало надежную основу для дальнейшего движения вперед, к социализму и коммунизму.

Жестокая война, развязанная империалистами, мешала нашему народу широко развернуть социалистическое строительство. Все силы приходилось отдавать обороне. И все же в осажденной врагами стране поднимались и крепли ростки коммунизма.

В эти годы появились первые начатки социалистического земледелия.

14 февраля 1919 г. было опубликовано постановление о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому способу ведения сельского хозяйства. В нем намечались конкретные меры помощи первым совхозам и колхозам. К этому времени в бывших помещичьих имениях было создано 900 крупных государственных хозяйств (совхозов). Возникали и первые коллективные хозяйства — коммуны, артели, товарищества по совместной обработке земли. К весне 1919 г. их уже было около 6 тыс. Состояли они преимущественно из батраков и бедняков. Но основная масса крестьян еще вела свое хозяйство единолично.

Огромные перемены начинались в культурной жизни народа. Великие достижения культуры, науки, техники становились достоянием народа. Школа открыла свои двери перед детьми рабочих и крестьян. В 1919 г. Советское правительство издало декрет о ликвидации неграмотности. Страна вступала в борьбу с вековечными союзниками эксплуататоров — темнотой и неграмотностью.

Начали создаваться детские ясли, молочные кухни, детские сады и т. п. Это была борьба за изменение быта советских людей. Она освобождала женщину от тяжелого домашнего труда, позволяла ей. свободно и равноправно участвовать в общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни страны.

В. И. Ленин придавал особое значение этим росткам коммунизма. Он говорил, что необходимо всемерно помогать дальнейшему росту коммунистических начинаний, заботливо поддерживать, развивать и направлять их.

Путь к бурному расцвету коммунистических форм жизни и быта, путь мощного движения страны к коммунизму В. И. Ленин видел в сплошной электрификации страны. По его заданию в это время, в условиях невиданной разрухи, разрабатывался план первого этапа электрификации — строительства 30 крупных по тому времени электростанций (см. ст. «ГОЭЛРО»),

Так советский народ в труднейших условиях, отражая бешеный натиск врагов, создавал и бережно лелеял ростки коммунизма, закладывал первые камни в I фундамент его величественного здания.