Северо-Западный район


От суровых берегов Баренцева и Белого морей до пологих зеленых холмов Валдайской возвышенности простирается Северо-Запад РСФСР — один из важнейших экономико-географических районов Советского Союза. В его составе Ленинградская, Новгородская, Калининградская, Псковская, Вологодская, Архангельская, Мурманская области, Карельская и Коми АССР.

Природа Северо-Запада очень разнообразна. Многие острова Северного Ледовитого океана покрыты вечными льдами. С севера на юг на материке сменяются зоны тундры, лесотундры, тайги. На юге района смешанные леса и перелески чередуются с заливными лугами и полями.

Хотя район этот простирается далеко на север и некоторые его части находятся за Полярным кругом, климат здесь суров не везде. В северо-западной части района он смягчается теплыми ветрами с Атлантики и близостью северной ветви теплого Северо-Атлантического течения. Западная часть Баренцева моря не замерзает. Лето на севере района короткое, пасмурное и прохладное. Чем дальше на восток, тем холоднее зима, жарче лето, меньше осадков. Летнего тепла достаточно, чтобы выращивать здесь кукурузу на силос, овес, лен, сахарную свеклу, бобовые культуры, картофель, овощи. Из-за слабого испарения влажность почвы почти повсеместно избыточная.

Северо-Запад — край полноводных рек и озер. Их используют для сплава леса и судоходства. А порожистые реки Карелии и Кольского п-ова обладают большими запасами гидроэнергии.

Среди животного мира района есть представители холодной тундры — песцы и полярные куропатки; обитатели таежных лесов — медведи, волки, лисицы, лоси, белки, глухари, тетерева, рябчики. В Баренцевом и Белом морях много рыбы: сига, лосося, семги, морского окуня и особенно трески; водятся гренландский тюлень и нерпа.

«ОСОБАЯ ЧЕРТА ОЧАРОВАНИЯ»

Ленинград иногда называют северной или русской Венецией. Он лежит на 101 острове. Реки, каналы и мосты придают городу-герою «особую черту очарования». Первый мост, соединивший берега Фонтанки, был выстроен в 1715 г., через 12 лет после основания города, по проекту военного инженера Аничкова. Его так и назвали — Аничков мост. Этот мост дважды перестраивался: в 1780 г., когда берега Фонтанки оделись в гранит и через нее проложили семь мостов с гранитными башнями, и в 1840 г., когда при перестройке установили знаменитых бронзовых коней скульптора Клодта.

Лишь один из семи гранитных мостов через Фонтанку дожил до наших дней в первоначальном виде. Сейчас на нем висят цепи почти 200-летнего возраста. Только изменилось название моста — он стал Ломоносовским.

В 1720 г. был построен деревянный разводной мост через Мойку. А первый, деревянный мост через Неву — между Адмиралтейством и Васильевским о-вом — появился лишь в 1727 г.

Первый металлический мост, спроектированный в начале XIX в. архитектором Гесте, был составлен из чугунных ящиков, соединенных гигантскими болтами так, что образовался свод.

Больше всего мостов было построено во второй половине прошлого века. Около 25 мостов выросло после Великой Отечественной войны. В 1960 г. открылось сообщение по мосту Строителей. В 1961 г. начали возводить километровый мост у Александро-Невской лавры. Этот самый длинный в Ленинграде мост; он разгрузит транспортный поток в городе.

Новый Тучков мост, проект которого уже готов, будет вдвое шире теперешнего деревянного и соединит Петроградскую сторону с Васильевским о-вом.

В ближайшие годы Ленинград украсится еще 15 мостами. Всего их будет 636.

Район богат полезными ископаемыми. На Кольском п-ове залегают апатито-нефелиновые руды, имеющие мировое значение. Железные руды, медь, никель, кобальт и другие цветные и редкие металлы имеются во многих районах Кольского п-ова. В Ленинградской и Архангельской областях — бокситы; в Коми АССР — нефть, природный газ, цветные металлы, абразивное сырье и каменный уголь Печорского бассейна. В Ленинградской области и Коми АССР залегают горючие сланцы. Карельская АССР

богата природными стройматериалами — гранитом, диабазом, кварцитом, мрамором. По запасам кварцита и слюды республика занимает одно из ведущих мест в Советском Союзе.

Северо-Запад Российской Федерации — один из мощных промышленных районов нашей Родины. Ему принадлежала и принадлежит важная роль в развитии народного хозяйства всего нашего государства. Большие задачи стоят перед тружениками края — машиностроителями и животноводами — по выполнению Программы строительства материально-технической базы коммунизма.

Сердце машиностроения края — Ленинград. На его долю приходится значительная часть производства паровых, газовых и мощных гидравлических турбин, генераторов. Кроме того, это важный центр судостроения нашей страны.

Северо-Запад — гигантский «лесной цех» нашей Родины. Он дает более 1/5 древесины, заготовляемой в стране. Много леса из Северо-Западного района идет на экспорт. Строевой лес, крепления для шахт, шпалы, сырье для целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, мебель и многие другие предметы, необходимые человеку, дает нам «зеленый друг» — лес. В бассейнах рек Северной Двины, Вычегды, Сухоны, Ваги, Онеги, Мезени, Печоры, в Карелии и Коми АССР, на окраинах Ленинградской и Новгородской областей расположено много леспромхозов.

По рекам лес идет к морю или в пункты, где река пересекается железными дорогами. Обычно здесь находятся деревообрабатывающие и лесопильные заводы. Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Кемь, расположенные в устьях больших рек; Беломорск, Котлас, Плесецк, Коноша, Печора, лежащие на пересечении рек с железными дорогами; Сыктывкар, столица республики Коми, и другие города — все это центры деревообрабатывающей и лесоперерабатывающей промышленности.

В 1942 г. из Воркуты вышел первый поезд с углем. В настоящее время в Печорском угольном бассейне добывают более 18 млн. т угля в год. Он идет в Череповец, Ленинград, Вологду, Мурманск, Архангельск и другие центры приполярных районов нашей страны.

В крупный район добычи и переработки нефти и газовой промышленности превращается область по р. Ижме и среднему течению Печоры. В Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской областях и в Карелии добывается торф. В пос. Кириши началось строительство крупного нефтеперерабатывающего завода.

Большое количество электроэнергии в западной части района вырабатывают крупные гидроэлектростанции на Волхове, Свири, Вуоксе, Неве, Нарове, Туломе, Ковде, Суне и других реках. В восточных районах электростанции работают в основном на угле, нефти, газе, отходах древесины. Гидроэнергия здесь в настоящее время еще почти не используется.

Однако своих топливно-энергетических ресурсов отдельным районам Северо-Запада, и особенно его наиболее промышленной части — Ленинграду, — не хватает. Поэтому сюда ввозят нефть и нефтепродукты из Поволжья, с Урала и Северного Кавказа. С газосланцевых заводов в г. Сланцы (Ленинградская область) в Ленинград поступает сланцевый газ, а по газопроводу природный газ с Северного Кавказа и из Восточной Украины; дает Ленинграду газ и Эстония. По газопроводу Саратов — Горький — Череповец природный газ идет на Череповецкий металлургический завод.

Наиболее густа сеть сухопутно-транспортных путей на юго-западе района, особенно в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях. Значительная часть железнодорожных линий Северо-Запада уже электрифицирована. В Северо-Западном районе много внутренних водных путей — озер и рек, каналов и водохранилищ. Наиболее важны для народного хозяйства Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал и Северо-Двинская водная система. По договору с Финляндией реконструируется Сайменский канал. По нему современные суда смогут пройти из озера Сайма в Финский залив. Главные морские порты района — Ленинград, Архангельск, Мурманск, Калининград.

Большая часть посевных земель и поголовья скота находится на юге района. Главные отрасли сельского хозяйства Северо-Запада — молочное животноводство, производство картофеля и овощей. Под Ленинградом созданы крупные специализированные овоще-картофельные и животноводческие совхозы. В Псковской и Новгородской областях развито льноводство.

В низовьях Северной Двины, вблизи села Холмогоры, была выведена ценная холмогорская порода коров.

В Ненецком национальном округе и на Кольском п-ове занимаются оленеводством. Оленеводство — древнее занятие коренного населения Севера: коми, ненцев и саами. Олень дает мясо, молоко и шкуры, его используют также для перевозок.

В Северо-Западном районе более 100 городов и свыше 200 рабочих поселков. На берегу Финского залива, в устье р. Невы, расположен Ленинград — второй по численности населения и экономическому значению город нашей Родины.

Ленинград — город трех революций, колыбель Великого Октября, город-герой. Его улицы и площади, проспекты и набережные — живая летопись славных событий истории страны, величественный памятник русского зодчества.

Город основан в 1703 г. Петром I на болотистых берегах Невы. Он был назван Петербургом, а с 1914 г. — Петроградом. Став столицей Русского государства, Петербург быстро превратился в морской и торговый порт мирового значения, здесь начали работать судостроительные верфи, возникли предприятия.

После Великой Октябрьской социалистической революции город занял важное место в развитии хозяйства и культуры Советского государства, стал одним из важнейших в стране центров технического и научного прогресса. В 1924 г. по просьбе трудящихся II Всесоюзный съезд Советов постановил переименовать Петроград в Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ленинграду пришлось выдержать тяжелую 900-дневную блокаду. Фашистские захватчики варварски бомбили фабрики и заводы, дворцы и жилые дома города, но не смогли сломить дух его героических защитников. Город Ленина выстоял. Врагам не удалось вступить на его улицы.

Сразу же после окончания войны ленинградцы начали восстанавливать промышленность и все хозяйство родного города. На окраинах выросли новые жилые районы, были заложены многочисленные сады и парки.

Сейчас в Ленинграде более тысячи крупных заводов и фабрик; среди них известные всей стране заводы-гиганты: Кировский, «Электросила», Металлический им. XXII съезда КПСС, Невский им. В. И. Ленина, «Красный треугольник», Судостроительный.

Здесь скрещивается много железнодорожных путей и крупных автомагистралей. В Ленинградский торговый порт ежегодно заходит более 600 торговых судов под флагами почти всех стран мира. Здесь их нагружают лесом, нефтепродуктами, хлебом, машинами, оборудованием.

Многогранна культурная жизнь Ленинграда. В городе 274 научно-исследовательских института, 42 вуза, 79 техникумов, 543 школы. Специальные учебные заведения Ленинграда готовят кадры для всего Советского Союза. Здесь работают 13 театров, свыше 160 Дворцов и Домов культуры и клубов, более 100 кинотеатров, 49 музеев. Бесценные художественные сокровища хранятся в Эрмитаже и Русском музее.

Достаточно хоть раз побывать в Ленинграде, чтобы на всю жизнь запомнить штаб Октябрьской революции — Смольный, широкие набережные Невы, стройную колоннаду Казанского собора, величественный купол Исаакия, ансамбль Зимнего дворца, золотой шпиль Адмиралтейства, строгие очертания Петропавловской крепости.

В ближайшие годы будет построен новый мост через «Большую Неву» — длиной почти в 1000 м. На окраинах города встают кварталы новых жилых домов. Прокладываются линии метро — на Петроградскую сторону, на Васильевский о-в. На Петроградской стороне поднимется ажурная металлическая башня нового телевизионного центра, высота которой 315 м —более чем в 2,5 раза выше шпиля Петропавловской крепости!

ЧУДО В МОНЧЕ-ТУНДРЕ

Монче — значит красивая. Так назвал когда-то свою тундру небольшой северный народ саами, народ смелых и умных охотников. Монче-тундра действительно красива, особенно зимой. Миллиарды огоньков переливаются и блестят на ледяных полях таежных озер.

Однажды старый саами, живший в одинокой избушке на берегу оз. Имандра, у границы Монче-тундры, очень удивился. Никогда еще не приходилось ему видеть таких странных охотников, как эти русские, пришедшие в его избушку из тундры. Старый саами с детства промышлял пушного зверя, дед его и отец тоже были охотниками. Он знал, что есть охотники за рыбой, за медведем, но охотников за камнями он никогда не видел. А эти русские назвались тоже охотниками. Один из них тряхнул горстью камней, вынутых из сумки. При этом он громко выкрикнул короткое слово: «Чудо!»

Это было в 1931 г. Тогда советские геологи открыли тайну Монче-тундры. Они разбудили спящую красавицу. Чудо-камень был куском сульфидной никелевой руды.

В Монче-тундре заложили рудник, началось строительство завода и города Мончегорска. Красивая тундра неласково встретила первых мончегорцев. Но советские люди победили всё — трудности климата, неустроенность быта... В вековой нелюдимой тундре был создан город, а затем и новый промышленный район.

Уже давно у оз. Имандра нет избушки охотника-саами. Там теперь пролегает прямой, как струна, главный проспект Мончегорска. От него расходятся улицы на север и на юг. И хотя по-прежнему здесь шумят красавицы сосны, но среди них высятся многоэтажные дома — нарядные, благоустроенные, с центральным отоплением и электрическим светом.

Мончегорцы не скучают в своем заполярном городе. Они смотрят кинофильмы, слушают лекции в лектории, читают новинки литературы и различные газеты и журналы, а радио приносит им ежедневно самые последние вести со всех концов нашей страны, сообщения о событиях за рубежом. Тысячи Мончегорских ребят учатся в многочисленных школах города и района.

По ночам небо над Мончегорском пылает багряным заревом — это идет металл из печей «Северо-никеля» — крупнейшего металлургического предприятия Заполярья.

Суровая природа Монче-тундры побеждена окончательно. На своих полях мончегорцы выращивают картофель, овощи, ячмень...

Тундра стала по-настоящему красивой!

Юго-восточнее Ленинграда, на берегу многоводного Волхова, недалеко от оз. Ильмень, среди обширных лугов и полей стоит один из древнейших городов русской земли — Новгород. В 1959 г. ему исполнилось 1100 лет. Далеко видны его белые дома, золотой купол Софийского собора, стены древнего кремля.

Новгород — важный промышленный город Северо-Запада.

Основное место в хозяйстве Новгородской области занимает производство приборов, различной аппаратуры, огнеупорных, фарфоровых и стекольных изделий, бумаги, спичек, а также добыча торфа. Главные отрасли сельского хозяйства — молочное животноводство, льноводство, производство овощей и картофеля. Новгород развивается как центр радиотехнической, приборостроительной и химической промышленности, а также производства стеклотканей.

К новгородским землям примыкает Псковская область — наиболее развитая сельскохозяйственная часть Северо-Запада. Здесь преобладают молочное животноводство и льноводство. Псков, расположенный на берегах р. Великой при впадении в нее р. Псковы, возник в XIII в. Сейчас в городе — крупные заводы, выпускающие оборудование для химических заводов и текстильных фабрик, радиодетали, телефонные аппараты, льнокомбинат, швейная фабрика.

К югу от Пскова, по Великорусской равнине, пролегает Киевское шоссе. Вокруг расстилаются пашни, перемежающиеся островами леса. Недалеко от Киевского шоссе расположены пушкинские места: Михайловское, Тригорское и Пушкинские горы.

Карельская АССР — край прозрачных, тихих озер, быстрых, порожистых рек, вековых сосновых боров — «страна лесов и камня».

Главное богатство края — лес, а основные отрасли промышленности — машиностроительная, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, добыча слюды мусковита.

Петрозаводск, столица Карелии, расположен на прибрежных террасах Петрозаводской губы Онежского озера. Из любой части города видна светлая гладь озера. Если сесть здесь на теплоход, идущий на север, можно доехать до Медвежьегорска, близ которого начинается Беломорско-Балтийский канал, построенный в 1931—1933 гг. Длина канала 227 км, он значительно, сокращает путь между Ленинградом и Архангельском. На его берегах выросли новые города: Беломорск, Сегежа с целлюлозно-бумажным комбинатом, Кондопога — поставщик газетной бумаги, Надвойцы — центр алюминиевого производства и др. На трассе канала построен ряд гидроэлектростанций.

В г. Беломорске, на берегу Онежской губы, Беломорско-Балтийский канал «впадает» в Белое море. Сейчас здесь строится Белогорская ГЭС. Стальные рельсы железной дороги бегут дальше к северу, пересекают за 66-й параллелью Полярный круг и приводят в Мурманскую область. Почти вся ее территория расположена на Кольском п-ове. Это важный район рыбной промышленности, цветной металлургии, горной п химической промышленности. Здесь действуют крупнейшие в мире апатитовые разработки, предприятия медно-никелевой, железорудной промышленности.

Рыбная промышленность насчитывает более 700 судов, добывающих сельдь, морского окуня, треску не только у берегов Кольского п-ова, но и в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах, близ Гренландии и Исландии, Ньюфаундленда и Канады, а в последние годы и у западного побережья Африки.

Гидроэлектростанции Кольского п-ова дают ток горнорудным предприятиям и электрифицированной железной дороге Мурманск — Кандалакша. Однако своей электроэнергии здесь не хватает. В Лумбовской губе и в Мезенском заливе Белого моря предполагается построить приливно-отливные электростанции.

Город Кировск возник в годы первых пятилеток в Хибинских горах на берегу оз. Большой Вудъявр. В первые годы Советской власти геологи во главе с академиком Ферсманом нашли здесь богатейшие залежи апатита и нефелина. На мощных обогатительных фабриках получают апатитовый концентрат и отправляют его на суперфосфатные заводы страны и за границу. Волховский алюминиевый и Пикалевский глиноземный заводы Ленинградской области вырабатывают из кировского нефелинового концентрата алюминий.

Город Мончегорск, рабочий поселок Никель и др, — центры цветной металлургии, а Оленец — железорудной промышленности.

Мурманск — самый большой заполярный город мира, торговый порт международного значения, мировой центр рыбной промышленности. Он расположен севернее Полярного круга, на берегу Кольского залива незамерзающего Баренцева моря. В 1920 г. в нем было всего 2500 жителей, а в 1961 г.—237 тыс.

В Мурманске работает Полярный институт морского рыбного хозяйства и океанографии. Отсюда в 1958 г. отправилась в первый рейс для изучения морских глубин советская подводная лодка «Северянка».

Большой известностью как центр лесообрабатывающей промышленности пользуется Архангельск — лесной порт мирового масштаба. Здесь расположено более 20 лесопильных заводов, 3 деревообрабатывающих и 2 крупнейших целлюлозно-бумажных комбината, гидролизный завод и другие предприятия, связанные с переработкой древесины. Это также крупный рыбопромышленный центр. В навигацию сюда приходят суда из разных государств.

Архангельск — база Северного морского пути. Отсюда в крайние северные районы нашей страны — в низовья Оби, Енисея, Лены — идут суда с оборудованием и продовольствием. Современный Архангельск — это также крупный культурный и научный центр.

Важнейший центр Печорского бассейна — Воркута (Коми АССР), молодой город с Дворцом культуры, кинотеатрами, стадионом. Вблизи города расположено много шахт, в которых добывают коксующийся уголь. Ряд предприятий обслуживает нужды горной промышленности и местного населения.

Около Ухты добывают нефть и газ. Из природного газа здесь получают техническую сажу, необходимую для резиново-технической промышленности. Для развития Коми АССР важнейшую роль играет Печорская железная дорога. Возле столицы Коми АССР г. Сыктывкара строится мощный целлюлозно-бумажный комбинат. Это одна из важных строек семилетки.

У пересечения Северной Двины с железной дорогой расположен старинный город Великий Устюг. Издавна он славится серебряных дел мастерами; Красавино — город текстильщиков: здесь обрабатывают лен. В районе г. Котласа развиты деревообработка, судоремонт. Вблизи Котласа создан новый промышленный центр — Коряжма, где на целлюлозно-бумажном комбинате перерабатывается сплавляемая по Вычегде древесина.

Старинный русский город Вологда был известен на Руси как «молочная» и «кружевная» столица. Теперь здесь выпускают машины для лесной и мясо-молочной промышленности, строят суда, производят льняные ткани.

После Великой Отечественной войны в 125 км на запад от Вологды, в когда-то захолустном городке Череповце создан крупный металлургический завод, который снабжает металлом промышленность Ленинграда, города Центрального района и Прибалтики.

На берегу Балтийского моря лежит Калининградская область. Главное значение в хозяйстве здесь имеет рыбная, целлюлозно-бумажная и машиностроительная промышленность. В Калининградском порту базируется советская китобойная флотилия «Юрий Долгорукий».

За годы Советской власти прежде вымиравшие, жестоко эксплуатировавшиеся царизмом народы Севера возродились к новой жизни. А Карельская и Коми АССР стали индустриальными районами нашей страны. Достижения коренных народов Севера становятся особенно наглядными, если вспомнить, что эти народы до Октябрьской революции не имели даже письменности, а теперь создали свое изобразительное искусство и литературу. На национальных языках народов Северо-Западного района СССР издаются книги, журналы, газеты, ведется преподавание в школах.

Многонационален Северо-Запад. Все его народности вместе с братским русским народом претворяют в жизнь решения XXII съезда КПСС, борются за выполнение новой Программы партии — программы народного счастья.