Заветы Ильича


Понедельник 20 ноября 1922 г. ничем не выделялся из цепочки напряженных трудовых будней: страна восстанавливала народное хозяйство, разрушенное гражданской войной. Когда над Москвой начали сгущаться холодные сумерки, в здании Большого театра на расширенный пленум собрались депутаты Московского Совета. Усталые, сосредоточенные лица, натруженные руки, потертые куртки людей, пришедших сюда прямо с работы, — все говорило об огромных трудностях, переживаемых народом.

Вдруг зал словно преобразился. Какая-то сила стерла с лиц усталость. Буря аплодисментов. Мощные раскаты «Интернационала». На трибуне появился Владимир Ильич Ленин. Он начал свое выступление с рассказа о трудностях, которые переживает страна, затем стал говорить о том, как эти трудности преодолеть.

«Раньше коммунист говорил: «Я отдаю жизнь», — и это казалось ему очень просто, хотя это не всякий раз было так просто. Теперь же, — сказал В. И. Ленин, — передними, коммунистами, стоит совершенно другая задача...»

Первоочередную задачу Владимир Ильич видел в умении расчетливо и бережливо вести хозяйство страны, чтобы в кратчайший срок восстановить разрушенную войной экономику и на новой, социалистической основе двигать ее вперед такими темпами, какие до революции были немыслимы.

Внимательно слушали депутаты. Никто не подозревал тогда, что это было последнее публичное выступление Ильича. Закончил Владимир Ильич пророческими словами, облетевшими весь мир: «Социализм уже теперь не есть вопрос отдаленного будущего... Мы социализм протащили в повседневную жизнь... Из России нэповской будет Россия социалистическая».

В этой речи и в работах, написанных в последние годы жизни, Владимир Ильич изложил свое замечательное учение о путях строительства социализма в нашей стране. Последние письма и статьи В. И. Ленина по существу представляют собой единый труд. В нем Владимир Ильич завершил разработку плана построения социализма в СССР в тесной связи с перспективами международного освободительного движения трудящихся.

Ленинское учение о построении социализма партия и народ назвали «заветами Ильича». Оно имеет огромное теоретическое и практическое значение и в нашу эпоху развернутого строительства коммунизма.

Ленин завещал всеми мерами укреплять наше социалистическое народное государство — это сильнейшее орудие преобразования общества на коммунистических началах, преобразования, какого история раньше не знала.

Владимир Ильич указывал, что партия и народ должны особенно заботиться об охране и развитии социалистической собственности. Только крепко держа в руках крупную промышленность, транспорт, землю, запасы полезных ископаемых, а также банки, внешнюю торговлю и т. д., Советская власть может направлять и контролировать развитие народного хозяйства страны, может выиграть битву за социализм.

В. И. Ленин завещал беречь, как зеницу ока, нерушимый союз рабочих и крестьян, всего трудового народа и не забывать, что руководство в этом союзе должно принадлежать рабочему классу. Этот нерушимый союз обеспечил расцвет и счастье всех народов СССР, явился той твердыней, о которую разбились и военная интервенция, и экономическая блокада, и голод, и разруха, и контрреволюционные мятежи.

Владимир Ильич завещал укреплять дружбу народов Советской страны. Тесный союз братских народов — одно из важнейших условий победы социализма. Ленин знал, что наши враги всячески стараются подорвать этот союз, и требовал беспощадно и решительно бороться со всеми националистическими предрассудками. «Ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость», — подчеркивал Владимир Ильич в одном из последних своих писем.

Нашей страной руководит славная Коммунистическая партия. «Ум, честь и совесть нашей эпохи» — так называл партию ее создатель и вождь Ленин. Сплоченность и железная дисциплина партии составляют силу, которая цементирует наше советское общество и позволяет партии неуклонно вести народ к великой цели — к коммунизму. Вот почему Ильич так решительно требовал соблюдать единство партии и охранять чистоту высокого звания коммуниста.

В. И. Ленин был страстным борцом за мир между народами и мирное сосуществование между государствами. По его инициативе первым словом только что родившегося Советского государства было слово о мире и прекращении войны. В то же время Владимир Ильич призывал всемерно укреплять обороноспособность нашего социалистического государства, его вооруженные силы, чтобы охранять мир.

Священной обязанностью Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленин считал верность дружбе и братской взаимопомощи трудящихся всех стран мира. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — написано на знамени коммунистов, и советский народ неуклонно претворяет в жизнь этот призыв. Наша страна всегда оказывала и оказывает помощь народам, борющимся за свое освобождение, и сама опирается на моральную поддержку трудящихся всего мира.

В. И. Ленин утверждал, что социализм может быть построен в СССР и что в Советской стране есть все необходимое и достаточное для построения полного социалистического общества. Владимир Ильич указал, как нужно строить социализм в нашей тогда еще экономически и культурно отсталой стране. Ленин подчеркивал три главных направления в социалистическом строительстве. Это индустриализация страны, социалистическое преобразование сельского хозяйства и культурная революция.

Великая Октябрьская революция лишила капиталистов возможности эксплуатировать трудящихся, отдала народу заводы, рудники, железные дороги, банки. Но для построения социализма этого было недостаточно. Если бы наше государство не создало могучей промышленности, не добилось экономической независимости, международный империализм стер бы его с лица земли. Вот почему индустриализация занимает в ленинском плане построения социализма важнейшее место. Нужно было превратить страну из отсталой, сельскохозяйственной в страну современной промышленности. И прежде всего надо было развивать тяжелую индустрию: машиностроение, металлургию, энергетику, топливную, химическую промышленность. Ведь именно тяжелая промышленность дает народному хозяйству изделия, без которых невозможно развитие социалистического хозяйства (см. ст. «Поступь индустриализации»).

После Великой Октябрьской революции в деревне еще продолжали преобладать разрозненные единоличные крестьянские хозяйства. «Мелким хозяйством из нужды не выйти», — указывал В. И. Ленин. Кроме того, мелкое единоличное крестьянское хозяйство «... постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» рождает капиталистические элементы, служит базой для сохранения эксплуатации бедноты кулаками. А кулаки — это «самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплуататоры». Они опасны еще и тем, что это самый многочисленный эксплуататорский класс.

Чтобы покончить с кулаком, чтобы выйти из нужды, чтобы сделать сельское хозяйство социалистическим, нужно было перейти от мелкого, единоличного хозяйства к крупному, коллективному. А для этого надо было прежде всего убедить крестьян в том, что коллективный способ ведения хозяйства выгоднее привычного для них единоличного способа.

Владимир Ильич Ленин обратил внимание на хозяйственные объединения крестьян для совместной закупки или продажи товаров. Крестьяне охотно вступали в такие кооперативы. В самом деле, чтобы продать продукты, произведенные, предположим, десятью семьями, вовсе не обязательно всем бросать свои дела и охать на рынок. Один продавец вполне справлялся с этой задачей. Но в таких объединениях каждый работал по-прежнему в одиночку. При капитализме кооперативы неизбежно попадали в зависимость от крупных торговцев, банкиров; а в деревне в них господствовали кулаки. После Октябрьской революции, указывал В. И. Ленин, в условиях диктатуры пролетариата кооперативы можно использовать для социалистического переустройства сельского хозяйства.

С первых лет Советской власти крестьянские кооперативы стали вступать в связи не с капиталистами, а с социалистическим государством, ему продавали свою продукцию, у него покупали необходимые товары. Государство трудящихся защищало деревенскую бедноту и середняков от эксплуататорских устремлений кулачества. Понятно, что кооперативы все больше привлекали крестьян. И, по мысли Ленина, крестьяне должны были постепенно переходить от простейших форм кооперации к более сложным. Убедившись в выгоде общественного ведения хозяйства, они объединялись уже не только для продажи продуктов своего труда, но и для того, чтобы вместе работать. Крестьяне обобществляли свои земельные участки, орудия труда, скот и начинали трудиться не в одиночку, а единым коллективным хозяйством — колхозом (см. ст. «Победа колхозного строя»).

Индустриализация страны и социалистическое преобразование сельского хозяйства должны были заложить фундамент социалистического общества. Но социализм — не только передовое хозяйство, это также развитая и высокая культура. В отсталой, полуграмотной стране — а именно такой была царская Россия — теперь нужно было осуществить настоящую культурную революцию, революцию в области просвещения народных масс. Нужно было поднять всех трудящихся к свету и знанию. Вот почему культурная революция представляет собой важную составную часть ленинской программы социалистического строительства (см. ст. «Культурная революция»).

Создание этой программы было великим подвигом Ленина. Последние свои работы Владимир Ильич диктовал уже больной, прикованный к постели.

2 ноября 1922 г. Ильича посетила делегация рабочих Глуховской мануфактуры. Врачи разрешили свидание лишь на 5 минут. Последним прощаться к Ильичу подошел старый рабочий. Они обняли друг друга. Не сдержавшись, рабочий заплакал и, как будто успокаивая Ленина, повторял:

— Я рабочий — кузнец, Владимир Ильич, я кузнец. Мы скуем все, намеченное тобой.

Слова эти приобрели символический смысл.

Заветы Ильича стали делом жизни рабочего класса, Коммунистической партии, советского народа, всего передового человечества. С годами все яснее становится огромное значение ленинского плана построения социализма. «Дорога наша верная, — говорил Владимир Ильич,— ибо это — дорога, к которой рано или поздно неминуемо придут и остальные страны».

21 января 1924 г. в 18 часов 50 минут небывалое горе обрушилось на трудящихся всего мира — умер Владимир Ильич Ленин. Безгранична была народная скорбь. Вся страна оделась в траур. Члены ЦК партии собрались ночью на экстренный Пленум. «Я впервые видел, как старые большевики плакали», — рассказывал Е. М. Ярославский, один из участников этого собрания.

Но огромное горе не ослабило Коммунистическую партию и Советское государство, как рассчитывали наши враги. «Ленин живет в душе каждого члена нашей партии, — говорилось в обращении ЦК ко всем трудящимся. — Каждый член нашей партии есть частичка Ленина. Вся наша коммунистическая семья есть коллективное воплощение Ленина.

Ленин живет в сердце каждого честного рабочего. Ленин живет в сердце каждого крестьянина бедняка...

Теперь, когда нашу партию постиг самый тяжелый удар — смерть Ильича, — мы должны с особой настойчивостью выполнять его основные заветы».

Из Горок гроб с телом Ленина был перевезен в Москву. Траурная процессия направилась к Дому Союзов.

 

Вовек

такого

бесценного груза

еще не несли

океаны наши,

как гроб этот красный,

к Дому Союзов

плывущий

на спинах рыданий и маршей...

В. Маяковский

 

Прощание с Ильичем превратилось в мощную демонстрацию единства партии и народа, преданности ленинизму. Со всех концов страны в Москву приехали делегации рабочих и крестьян. Пять ночей и дней непрерывно двигался нескончаемый людской поток к Колонному залу Дома Союзов, где стоял гроб с телом Ленина.

Даже закаленные в жизненной борьбе люди не могли сдержать слез. Матери поднимали детей на руки и говорили: «Посмотри на него и запомни навсегда. Будь таким, как Ленин». Революционные солдаты шли с суровыми скорбными лицами, держа равнение на Ленина. Десятки и сотни тысяч людей на 35-градусном морозе часами ожидали своей очереди проститься с великим вождем. Москва не спала несколько суток.

26 января открылся II Всесоюзный съезд Советов. Он принял решение установить гроб с телом В. И. Ленина на Красной площади, у Кремлевской стены — рядом с могилами борцов революции.

Прощаясь с Лениным, партия, советский народ дали клятву выполнить до конца все его заветы.

27 января в 4 часа под звуки траурной музыки, фабричных гудков и орудийных залпов гроб с телом Владимира Ильича Ленина был перенесен в Мавзолей. Его несли боевые соратники, родные и друзья Ленина, продолжатели великого дела вождя.

 

Знамен плывущих

склоняется шелк

последней

почестью отданной:

«Прощай же, товарищ,

ты честно прошел

свой доблестный путь, благородный».

В. Маяковский

 

И вот пять последних минут — пять минут прощания с Ильичем всего советского народа, мирового пролетариата. На пять минут замерли фабрики и заводы, остановились станки и поезда в Советском Союзе, во многих капиталистических странах.

В эти минуты в каждом городе нашей страны, в каждом селе и рабочем поселке на площадях и улицах стояли люди. Облака морозного пара клубились над ними. Слезы замерзали на их лицах. Но никто не чувствовал холода и ледяного ветра. Каждому казалось, что он, советский человек, прощается не только с вождем революции Владимиром Ильичем Лениным, но и с горячо любимым отцом.

Мысли советских людей, трудящихся всех стран мира были в те минуты прикованы к Москве, к Красной площади, к Мавзолею Владимира Ильича Ленина.

С тех пор Мавзолей Владимира Ильича Ленина — дорогая святыня советских людей, всего прогрессивного человечества. Каждый день нескончаемым потоком сюда идут трудящиеся нашей страны, многочисленные зарубежные гости. Ежегодно в дни празднования годовщин Великого Октября и первомайских демонстраций мимо Мавзолея проходят трудящиеся Москвы, чтобы сказать основателю нашего государства: «Спи спокойно, дорогой Владимир Ильич. Мы выполним все твои заветы!..»

В горькие дни прощания с Ильичем перед народом все отчетливее вставал вопрос: как возместить утрату? В партийные организации были поданы тысячи заявлений рабочих с просьбой принять их в Коммунистическую партию. Поддерживая эту инициативу, Пленум ЦК в конце января 1924 г. принял решение о массовом ленинском призыве рабочих в партию. Заявления рассматривались на открытых партийных собраниях при активном участии всех рабочих. Свыше 240 тыс. человек было принято в ряды ленинской партии. Такое же движение началось и в комсомоле: в его ряды вступило свыше 150 тыс. молодых рабочих. Комсомол принял имя Ленина.

Еще теснее сплотившись вокруг партии, советский народ продолжал уверенно идти вперед по пути, указанному В. И. Лениным.