Столбовая дорога техники


Мы живем в век машин. Могучие сторукие помощники человека, они трудятся всюду: добывают руду и пашут землю, перевозят грузы и плавят металл, строят дома и шьют одежду. Многие из современных работ но своему размаху таковы, что осуществить их можно только с помощью могучей техники.

Если мы скажем, что в нашей стране более 5 млрд, рабочих, то это может быть воспринято как шутка. Между тем такое утверждение небезосновательно. Ежегодно с помощью машин мы производим столько разнообразной продукции, сколько могут произвести 5 млрд, человек, пользуясь только своей мускульной силой.

В своей Программе партия ставит благородную задачу — уже в ближайшее десятилетие окончательно ликвидировать в нашей стране тяжелый физический труд, полностью переложить его на плечи машин.

Чтобы убедиться, насколько реально решение такой задачи, стоит посмотреть, какие замечательные машины создаем мы уже сейчас.

...Огромная землеройная машина — роторный экскаватор — за час способна перерабатывать, выбрасывая в сторону, до 3000 м3 грунта! Чтобы отвезти такое количество грунта в отвал, требуется 200 сорокатонных автомашин.

...Прокатный стан-гигант «СССР-1150», изготовленный на Уральском заводе тяжелого машиностроения, по своему объему занимает целый цех. Он приводится в движение электромоторами мощностью в 4,5 тыс. л. с. и прокатывает стальные болванки по 15 т. А управляет этой могучей машиной один человек.

На том же «Уралмаше» создан землеройный гигант — шагающий экскаватор с ковшом в 25 м3 и стрелой в 100 л. Он заменяет физический труд 30 тыс. человек.

Вот какие чудо-машины строят советские люди. И с каждым новым днем «машинная армия» растет в числе, в мощи.

МАСТЕР ЭКСКАВАТОРНОГО ИСКУССТВА

На каждой стройке работают экскаваторы. Много экскаваторов — от небольших, с ковшом в один кубический метр, до гигантских шагающих. Могучие машины подчиняются каждому движению их повелителей — мастеров-экскаваторщиков. И лучшие экскаваторщики все время борются за то, чтобы заставить машину работать быстрее, сократить время рабочего цикла.

Одним из зачинателей этого движения был Михаил Юрьевич Евец. Он тогда работал на строительстве Волжской ГЭС им. В.И.Ленина. Михаил Юрьевич обязался сократить 45-секундный цикл на 20 сек. Почти вдвое!

... Когда-то на Магнитострое имя Михаила Евеца, тогда начинающего такелажника, впервые появилось в газете. Он выполнил норму на 130%. Но комсомольца-такелажника не похвалили, а сурово отчитали за то, что он один в бригаде перевыполнял норму. Вся же бригада очень отставала. Вот тогда молодой Евец понял, что рабочий человек в Советском Союзе должен работать плечом к плечу с товарищами, помогать отстающим, с тем чтобы как можно больше дать своему государству.

Большую трудовую жизнь прожил Евец. И всегда он старался дать людям, родной стране как можно больше.

И на строительстве Волжской ГЭС им. В. И. Ленина экскаваторщик Евец отдавал сколько мог; он неуклонно сбрасывал со счета времени одну секунду за другой. Это было нелегко, очень нелегко, приходилось тонко и точно соразмерять каждое движение платформы, ковша, стрелы. И скоро наступил день, когда все увидели, что экскаватор Евеца работает не так, как все. Платформа делала поворот тогда же, когда опускался ковш, а стрела несла к самосвалу наполненный грунтом ковш на такой высоте, что разгрузка происходила мгновенно, без излишних подъемов и спусков. Словом, Евец выработал такую гармонию в работе огромного трехкубового экскаватора, что каждый рабочий цикл стал выполняться на 20 сек. Быстрее — сначала только по экскаватору Евеца, а вскоре, после того как он поделился опытом с товарищами, и по многим другим механизмам стройки.

Сейчас Евец навсегда поселился в новом городе Губкине, что вырос в районе Курской магнитной аномалии. Здесь на четырехкубовом экскаваторе он добывает руду. Михаил Юрьевич работает с прежней молодой страстью к совершенствованию своего трудного дела. И товарищи по работе ценят опыт и энтузиазм великолепного мастера экскаваторного искусства. Если пройтись по юному городу губкинских горняков, то на центральной площади можно увидеть Доску почета. Там среди портретов знатных людей рудника есть портрет Героя Социалистического Труда Михаила Юрьевича Евеца.

Современное производство немыслимо без применения автоматов. Однако как ни хороши отдельные автоматы, их применение во многом обесценивается, если на отдельных участках того же производства работают вручную. Комплексная механизация и автоматизация производства — вот столбовая дорога технического прогресса, одна из основ материально-технической базы коммунизма. И по ней направляет теперь партия нашу промышленность, наше сельское хозяйство, наш транспорт (см. ст. «Наше народное хозяйство»).

В 1960 г. на Минском заводе автоматических линий, который нередко называют «заводом техники коммунизма», была спроектирована и изготовлена автоматическая линия для Луганского тепловозостроительного завода. Она сократила количество рабочих, занятых на производстве одной из деталей двигателя тепловоза, с 33 до 2 человек, а стоимость обработки снизилась почти в 8 раз.

В дни предсъездовского соревнования станкостроители завода им. Серго Орджоникидзе изготовили для московского автомобильного завода автоматический участок небывалых размеров. В нем объединены 85 крупных агрегатных станков. Свыше 1450 инструментов автоматически производят комплексную обработку автодеталей!

И вот что еще интересно: автоматическая линия может обрабатывать блоки как для дизельных, так и для бензиновых двигателей, хотя эти блоки различны по размерам. Механизмы сами определяют, что за деталь поступила на обработку. Особые устройства, «ощупав» деталь, дают команду, какие инструменты пустить в ход.

Сколько же человек будет работать на таком замечательном агрегате? Всего два оператора и восемь наладчиков.

Так вступает в строй техника коммунизма!

И если перед рабочим классом в странах капитала все острее встает вопрос о том, что же несет с собой автоматика, друг она или враг рабочего человека, не оставит ли она его без куска хлеба, то у нас, в мире свободного труда, ни у кого нет сомнений: автоматизация производства — наш могучий помощник в борьбе за изобилие, за коммунизм.