Высокочастотный транспорт


Один из перспективных видов легкого наземного транспорта будущего — высокочастотный транспорт (ВЧТ). В 1943 г. автором этой статьи была построена первая экспериментальная установка ВЧТ.

Вдоль дороги протягивается бесконтактная сеть. Она может быть воздушной или подземной. Такая сеть служит первичной обмоткой высокочастотного трансформатора. На экипажах устанавливаются приемные витки — вторичные обмотки трансформаторов. При помощи конденсаторных батарей их настраивают в резонанс с частотой тока в сети.

Бесконтактная сеть создает на дороге зону, насыщенную электромагнитной энергией. Магнитные силовые линии связывают между собой проводники сети и приемные контуры на экипажах. При помощи электромагнитной индукции энергию можно передавать с достаточно высоким к. п. д. на расстояние, не большее, чем ширина бесконтактной сети. Практически при ВЧТ бесконтактная передача энергии происходит на расстояние в несколько метров (но в некоторых специальных случаях это могут быть и десятки метров).

Схема высокочастотного транспорта.
Схема высокочастотного транспорта.

К.П.Д. передачи от бесконтактной сети к приемным контурам зависит от частоты тока. С повышением частоты тока уменьшаются потери в проводниках, но зато возрастают потери в окружающей среде — на паразитные вихревые токи в грунте, на излучение. Существует частота, при которой потери наименьшие.

Снабдив экипаж высокочастотного транспорта небольшим аккумулятором, можно обеспечить ему возможность отъезжать на несколько километров от «энергизованной» зоны. В качестве аккумулятора можно, например, применить быстро вращающийся маховик, соединенный с электрической машиной. При заряде эта машина работает как двигатель, получая энергию от высокочастотной сети, увеличивая скорость маховика. При разряде, наоборот, маховик ведет машину, она работает в генераторном режиме и питает своим током тяговый двигатель. Такой аккумулятор допускает многочисленные кратковременные заряды и разряды. Энергоемкость его не ниже, чем, например, у химических — свинцовых или щелочных аккумуляторов.

В городе достаточно проложить относительно редкую сетку высокочастотных магистралей, чтобы все участки стали проходимыми для экипажей ВЧТ.

В течение последних лет в СССР было построено несколько экспериментальных установок ВЧТ. В частности, с начала 1958 г. на одной из шахт Донбасса работает подземная линия ВЧТ для откатки угля.