А. Н. Крылов


Когда Алексею Николаевичу Крылову было 5 лет, его отец, старый артиллерийский офицер, к ужасу матери подарил ребенку маленький, но настоящий топор. Он стал любимой игрушкой мальчика. В его комнате всегда было несколько поленьев дров, и маленький Крылов торжествовал, когда ему удавалось перерубить пополам толстое березовое полено.

Мальчик рос живым и подвижным. Его богатое воображение жаждало подвигов. Родственники шутили, что из него «вырастет разбойник».

В 1878 г. Алексей Николаевич блестяще сдал экзамены в Морское училище. Преподаватели поражались глубине его знаний, умению по-новому освещать трудные и порой даже им самим непонятные вопросы.

На выпускных экзаменах он получил наивысшие оценки по всем предметам. Его имя было занесено золотыми буквами на мраморную Доску почета.

Молодого инженера зачислили на работу в компасную мастерскую Главного адмиралтейства. Здесь он написал свой первый труд по девиации компаса. Уже в этом труде был виден будущий большой ученый.

Проработав год на судостроительном заводе, Крылов в 1888 г. поступил в Морскую академию. После окончания ее Алексея Николаевича оставили при академии. Здесь он начал читать свой знаменитый курс «Теории мореходных качеств корабля», в котором проявил себя уже зрелым, самостоятельным ученым.

Но сам он все еще считал себя учеником. Он ходил в Петербургский университет на лекции известного математика П. Л. Чебышева и других ученых, изучал работы иностранных математиков и физиков.

В академии Крылов создал свою знаменитую теорию качки корабля, названную теорией Крылова. За эту работу он получил от английского общества морских инженеров золотую медаль. Теория Крылова помогла установить правильные размеры корабля, улучшить его мореходные качества, определить минимальную глубину, над которой корабль может пройти при качке, и т. д.

Одновременно с преподаванием Крылов руководил важнейшими исследовательскими работами как заведующий «опытовым» бассейном, где испытывались модели судов и изучались различные гидродинамические явления.

Преподавательская работа не мешала исследованиям ученого. Так, он создал теорию непотопляемости судна, т. е. особенности корабля сохранять мореходные качества при затоплении части помещений.

До Крылова этим вопросом занимался прославленный русский флотоводец С. О. Макаров. Он, в частности, предложил для спасения корабля, получившего повреждения, не выкачивать воду из затопленных отсеков, как это делалось прежде, а, наоборот, затоплять неповрежденные отсеки так, чтобы ликвидировать крен. Крылов дал математическую теорию, на основании которой для каждого корабля можно было составить таблицу непотопляемости.

Царские чиновники не спешили ввести в практику таблицы Крылова. Из-за этого Россия понесла в русско-японской войне много лишних жертв. Одной из наиболее тяжелых была гибель броненосца «Петропавловск», на борту которого находился командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. О. Макаров.

Сейчас таблицы непотопляемости применяются на кораблях всех стран мира.

Крылов создал ряд других очень важных разделов теории корабля. Кроме того, он был выдающимся инженером. Он ввел множество интересных новшеств в конструкцию кораблей, в проектировании которых принимал участие. Он был создателем многих приборов, вычислительных машин, автором различных изобретений. Это был прекрасный педагог, талантливый организатор, крупный общественник.

Крылов опубликовал свыше 500 трудов по теории корабля, строительной механике, судовому машиностроению, судоподъему, математике, механике, физике, астрономии, артиллерии, аэродинамике, истории техники и др. Даже в преклонном возрасте Алексей Николаевич до последних дней жизни вел большую научную работу.

Его постоянно можно было встретить в цехах завода, у досок конструкторов, в лабораториях научно-исследовательских институтов. Не было ни одного принципиального вопроса, касающегося развития отечественного судостроения, в решении которого не принимал бы участия Крылов.

Труды А. Н. Крылова были высоко оценены в нашей стране. Его избрали академиком, правительство наградило его тремя орденами Ленина, он был Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинской премии.

Его дело продолжают многочисленные ученики — выдающиеся инженеры и знаменитые ученые.