И. И. Ползунов


Иван Иванович Ползунов родился на Урале, в семье простого солдата. Он учился в первой русской горнозаводской школе в Екатеринбурге (ныне Свердловск). В 14 лет мальчик вынужден был пойти на завод. Четверть века работал он на предприятиях горного Урала. Работа была трудной, но Ползунов смотрел на нее не как на повинность. В труде он видел источник творческих радостей.

Жажда знаний у Ползунова была огромная. Проводя весь день на заводе, он находил в себе энергию усиленно заниматься дома физикой, химией, механикой. Из документов тех лет Ползунов встает перед нами квалифицированным горняком, строителем, знатоком руд, технологом, графиком, конструктором.

Много дала ему командировка в Петербург. Посещение Академии наук, знакомство с новинками литературы расширили его кругозор, пробудили в нем новые мысли.

Ползунов был хорошо знаком с современной ему теплотехникой. Он знал работы Севери и Ньюкомена, Папена и Ломоносова. Это, а также его обширная заводская практика и подсказали ему возможность замены водяного колеса — основного двигателя того времени— паровым двигателем. И Ползунов решил создать машину «для пользы народной», чтобы «облегчить труд по нас грядущим».

В 1763 г. он представил начальству детальный проект и расчеты универсального двигателя. В своих записках Ползунов изложил физические и термодинамические основы машин. Таким образом, это было не только изобретение, но и создание научно обоснованной конструкции.

Замечательно, что двигатель Ползунова действовал непрерывно, т. е. непрерывно отдавал работу. Этого не было во всех существовавших до тех пор пароатмосферных установках. Принцип работы ползуновской машины и теперь применяется в поршневых двигателях.
Построить свою машину Ползунову удалось не сразу. В начальственных кругах хотя и отметили оригинальность его конструкции, но не поняли, в чем состояло ее новшество. В проект были внесены поправки, с которыми Ползунов никак не мог согласиться. Изобретатель составил проект новой машины, которая могла послужить заводу, где он работал.

Строить первую в истории человечества заводскую паросиловую установку было нелегко. Оборудования не хватало, у людей не было достаточно знаний. И все же к 1766 г. работу удалось закончить. Но трудности и постоянные неурядицы подорвали здоровье изобретателя. Он не дожил до окончательного испытания своего детища всего одной недели. Дело завершили его лучшие ученики.

Машина была пущена в ход и некоторое время обслуживала дутьем плавильные печи металлургического завода, давая хорошие результаты. Но использовать по-настоящему изобретение Ползунова в те годы в России было невозможно. Даже на заводе, где машина была установлена, интерес к ней после смерти изобретателя ослабел, и она была вскоре заброшена.

В трудах Ползунова поражает одна особенность. Он правильно считал, что его машина имеет большое значение для развития русской промышленности, давая возможность использовать новые источники энергии. В то время преобладающей двигательной силой была вода. Ползунов указал, что это не позволяет развивать промышленность в городах, заставляет располагать ее вдоль рек, удорожая и усложняя перевоз руды, угля, лома. Он писал, что внедрение паровой машины позволит правильнее размещать производство, что паровая машина должна стать универсальным заводским двигателем.

Таким образом, И. И. Ползунов, сын простого солдата, ставший крупным инженером, был и выдающимся экономистом, человеком широчайшего кругозора.

До нас не дошел портрет И. И. Ползунова. На рисунке (стр. 537) художник попытался воспроизвести облик молодого изобретателя.

Первый русский теплотехник, талантливый изобретатель Иван Ползунов вписал своими замечательными трудами одну из интереснейших страниц в историю мировой техники.