Рудольф Дизель


Отец Рудольфа Дизеля, немец по происхождению, был переплетчиком. У него была собственная маленькая мастерская в Париже, и он считался там хорошим мастером. В большой и дружной семье Дизелей каждый имел свои обязанности и помогал в работе отцу.

Особенной исполнительностью отличался маленький Рудольф. Мальчик был очень упрям и настойчив в деле и все всегда доводил до конца. Он любил музыку и сам неплохо играл, знал немецкий, английский и французский языки. А частые прогулки по залам Парижского музея искусств и ремесел на всю жизнь заронили в нем любовь к живописи и ваянию.

Жизнь Дизелей текла мирно и благополучно до 1871 г., когда началась франко-прусская война. Ненависть к немцам во Франции достигла предела, и отец решил уехать с семьей в Англию.

Благополучие кончилось. Жизнь эмигрантов в Англии была тяжелой, с работой было трудно. На семейном совете постановили отправить Рудольфа в Германию. Там оставались
родственники, они могли помочь мальчику найти свой путь в жизни.

Тринадцатилетний Рудольф без денег, надеясь только на себя и свою смекалку, переправился на корабле в Германию. Это путешествие многому научило мальчика. Оно дало ему уверенность в своих силах, самостоятельность. В Германии он окончил школу и поступил в Политехнический институт.

Мысль о разработке двигателя высокой экономичности впервые возникла у Дизеля, когда он был еще студентом и слушал лекции профессора Линде. Вскоре это стало основной программой его действий.

Став инженером, Дизель все свободное время отдавал своему изобретению. Но свободного времени оставалось мало: нужно было зарабатывать деньги, чтобы помогать семье, вернувшейся из Англии на родину. Однако Дизель не сдавался. И, наконец, долгие и мучительные поиски увенчались успехом. В 1892 г. он получил патент на изобретенный им двигатель внутреннего сгорания. Теперь впереди было главное — построить двигатель.

В 1893 г. Дизель выпустил книгу «Теория и конструкция теплового двигателя взамен паровой машины и ныне известных тепловых двигателей». В ней Дизель изложил принципы работы своего двигателя. Впоследствии он многое изменил и усовершенствовал. Двигатель, известный нам теперь и названный именем его изобретателя, был построен впервые на Аугсбургском заводе в 1897 г.

Двигатель Дизеля был четырехтактным. Изобретатель установил, что к. п. д. двигателя внутреннего сгорания повышается от увеличения степени сжатия горючей смеси. Но сильно сжимать горючую смесь нельзя, потому что тогда повышаются давление и температура и она самовоспламеняется раньше времени. И Дизель решил сжимать не горючую смесь, а чистый воздух. К концу сжатия воздуха в цилиндр постепенно под сильным давлением впрыскивалось жидкое топливо. Так как температура сжатого воздуха достигала 600-650°, топливо самовоспламенялось, и газы, расширяясь, двигали поршень. Таким образом Дизелю удалось значительно повысить к. п. д. двигателя. К тому же здесь не нужна была система зажигания, а вместо карбюратора имелся топливный насос.

Первые образцы двигателей не всегда были удачны. Их автору приходилось выслушивать немало упреков. Но, несмотря на все эти неприятности, он от дела не отступал.

В 1898 г. двигатели Дизеля начали строить в России, на петербургском заводе Нобеля. Они работали успешно.

В 1903 г. на воду была спущена нефтеналивная баржа «Вандал», а в 1904 г. по Волге пошел первый в мире теплоход «Сармат». Двигали их дизель-моторы. К Дизелю пришла слава. Его двигатель внутреннего сгорания находил все новые применения. Многие страны приглашали к себе изобретателя.

В 1910 г. Дизеля восторженно встречала Россия, несколько позже — Америка.

Но на родине изобретателя по-прежнему осыпали грязными оскорблениями. Нашлись люди, которые доказывали, что его изобретение не ново, что он пользуется незаслуженной славой. Дизель тяжело переживал эти нападки. Он стал мрачен, много болел. Друзья волновались, видя перемены в его характере.

Обстоятельства гибели Дизеля трагичны. Сентябрьским днем 1913 г. он сел на пароход, отправлявшийся в Лондон. На утро его не нашли в каюте. Дизель бесследно исчез.

Говорят, что через несколько дней рыбаки нашли в море во время шторма труп человека. По одежде определили, что он был богат. Но ветер так трепал их ветхое суденышко, что они не рискнули обременять его лишним грузом и сбросили труп в бушующие волны.

Так кончил жизнь талантливый изобретатель, отдавший все свои силы и знания продвижению вперед техники и затравленный дельцами и завистниками из капиталистического мира, жаждущего только наживы. Но двигатель Дизеля живет и до сих пор приводит в движение автомобили и теплоходы, тепловозы и тракторы, электрогенераторы и подводные лодки.