B. Г. Шухов


Cтроитель и механик, нефтяник и теплотехник, гидротехник и судостроитель, ученый и изобретатель — вот кем был одновременно Владимир Григорьевич Шухов. Никогда не работал он в научных учреждениях, но Академия наук СССР избрала его как крупнейшего ученого-новатора своим почетным членом. Никогда не раздавался его голос с кафедры учебного заведения, но целые поколения русских инженеров с гордостью считают себя его учениками и последователями.И хотя с невероятной быстротой развивается техническая мысль в наши дни, изобретения Шухова долго еще не потеряют своего практического значения.

Владимир Григорьевич закончил курс Московского высшего технического училища в 1876 г. Высоко оценивая его блестящие способности и обширные знания, ему предложили остаться работать в училище. К этому же склоняли Шухова его учитель — создатель русской авиации — Н. Е. Жуковский и великий русский математик П. Л. Чебышев. Но В. Г. Шухов хотел сам увидеть плоды своего труда. Он не удовлетворялся тем, что его открытия или математические формулы будут кем-нибудь когда-то использованы. Нет, то, что он изобрел и придумал, то, что сегодня легло в виде четких линий на гладкий лист ватмана, только при его непосредственном участии должно приобрести завтра вполне ощутимые формы новой машины или конструкции.

И Шухов принял должность главного инженера в небольшой частной фирме.

Начало его работы совпало с периодом бурного развития русской промышленности. В Петербурге, в Москве, в разных районах России строились железные дороги, новые заводы, увеличивалась добыча руды, угля, нефти.

По проектам, выполненным под непосредственным руководством В. Г. Шухова, на железных дорогах России было построено более пятисот стальных мостов.

Работы В. Г. Шухова дали гениальное по своей простоте решение металлических конструкций мостов и зданий, которое лежит в основе современного строительства.

Трудно представить себе, как много сил уходило раньше на выделку узлов и сопряжений стальных профилей. Вместо сложных шарниров Шухов предложил простое соединение на заклепках.

Точная разметка отверстий для заклепок и сейчас ведется по шуховским шаблонам из тонких железных листов. На них в натуральную величину переносится схематический чертеж будущего соединения.

Чрезвычайно интересны работы В. Г. Шухова по сооружению металлических сетчатых оболочек, возможности которых до сих пор полностью не использованы. По этим проектам Шухова построен павильон на Всероссийской промышленной выставке 1896 г., возведена в Москве радиобашня, где сейчас установлены передающие антенны Центральной студии телевидения.

Что общего имеет со строительством технология переработки нефти? Как будто бы ничего. Однако Шухов — не только строитель Московской радиобашни, но и изобретатель замечательного способа переработки нефти — крекинг-процесса. Почти во всех странах мира нефть перерабатывается на бензин и другие продукты по его способу.

Все нефтепроводы, по которым она перекачивается на дальние расстояния, рассчитываются по формулам В. Г. Шухова. Стальные резервуары для хранения бензина и нефти возводятся по образцам, впервые построенным В. Г. Шуховым. А если вы увидите на Волге целые вереницы нефтеналивных барж, почти до самой палубы погруженных в воду, то знайте, что и они построены по расчетам этого замечательного русского инженера.

А вот еще одна обширная область его деятельности. На некоторых заводах и сейчас еще работают шуховские водотрубные паровые котлы. Впервые они появились в 1890 г. Они были и лучше и проще существовавших в ту пору заграничных образцов.

Их изобретатель позаботился не только о том, чтобы котлы расходовали поменьше угля. Он добился того, что внутренние их части стали легко доступны для сборки и ремонта. А благодаря его остроумной идее расположить ряды трубок с водой в виде экрана по всей внутренней поверхности топки намного увеличился к. п. д. котлов.

В. Г. Шухов был чутким, душевным и простым человеком. Он любовно и терпеливо передавал свой опыт ученикам, старался развить у них инициативу и творческую мысль.

Когда фирма, в которой работал В. Г. Шухов, стала собственностью Советского государства, рабочие, высоко ценившие и любившие инженера-ученого, избрали его руководителем своего предприятия, выдвинули его в члены верховного органа Советской власти — ВЦИКа.

Умер Владимир Григорьевич Шухов от несчастного случая 86 лет, но епщ полный сил и энергии, с неисчерпаемым запасом новых творческих замыслов.