Карьеры


Беспредельная степь... Вокруг зеленое море трав. Идешь — и вдруг перед глазами открывается широкая и глубокая уступчатая котловина. На уступах котловины блестят стальные нити рельсов. Электровозы тянут по ним открытые большегрузные вагоны — самосвалы-думпкары. В уступах работают гигантские экскаваторы. Фронт работ огромен, а людей почти не видно — все выполняют механизмы.

Каменноугольный карьер (открытые горные разработки). Шагающие экскаваторы-драглайны уже сняли верхние слои грунта.
Каменноугольный карьер (открытые горные разработки). Шагающие экскаваторы-драглайны уже сняли верхние слои грунта.

Со скрежетом и стуком врезаются в землю твердые наконечники буров. Грохочут взрывы, вздымающие фонтаны из каменных обломков. Раскрывают свои пасти многокубовые экскаваторы. Под их взметнувшиеся стрелы подходят составы железнодорожных вагонов.

Это открытая разработка — разрез, или карьер. Открытым способом добывают уголь, руды, нерудные ископаемые. Технология их добычи похожа. Посмотрим, как добывают уголь (рис. 1).

Покрывающие угольный пласт горные породы вскрывают и уголь разрабатывают при помощи глубоких траншей. Их глубина достигает 150-200 м, а в отдельных случаях — 350-500 м.

Экскаваторы-прямые лопаты грузят уголь на ленточные конвейеры, а электропоезда вывозят его из карьера.
Экскаваторы-прямые лопаты грузят уголь на ленточные конвейеры, а электропоезда вывозят его из карьера.

Открытый способ добычи угля применяется уже давно и имеет большое будущее. Он позволяет широко использовать новейшие механизмы, освобождает горняков от тяжелого физического подземного труда, значительно снижает себестоимость угля.

Добыча угля открытым способом сравнительно проста: надо удалить горные породы, покрывающие пласт угля, разрыхлить открывшийся угольный пласт, выбрать уголь и, погрузив его на транспорт, доставить к месту назначения (см. цв. рис.).

Прежде всего местность очищают от кустарника, а болота, если они есть, осушают. Бурильными станками пробивают в земле глубокие скважины. Около них появляются взрывники, и сотни тысяч тонн грунта с грохотом взлетают в воздух. Именно с этого момента в работу включаются разнообразные механизмы. Ведь чтобы обнажить угольный пласт, приходится удалять огромное количество горных пород. И первыми эту работу начинают экскаваторы.

Гигантские шагающие экскаваторы слой за слоем снимают пласты горных пород.
Гигантские шагающие экскаваторы слой за слоем снимают пласты горных пород.

Рядом с могучими шагающими гигантами ЭШ-14/65 (рис. 2) мощный четырехкубовый экскаватор (с емкостью ковша в 4 м— рис. 3) кажется маленьким. Движется по рельсам сложная многочерпаковая конструкция — отвальный экскаватор.

По ободу колеса другой машины расположено несколько ковшей. Колесо вращается, и они поочередно зарываются в грунт, чтобы, наполнившись, высыпать свой груз на ленту конвейера. Это экскаватор роторного типа (рис. 4).

Когда снимают грунт и обнажают угольный пласт, экскаваторы начинают грузить уголь в вагоны. Карьер в это время уже походит на исполинскую лестницу. На каждой ее ступеньке, на каждом уступе работают механизмы.

Ковши экскаваторов берут уголь из обнаженного пласта.
Ковши экскаваторов берут уголь из обнаженного пласта.

Техника открытых угольных разработок совершенствуется с каждым днем. Для вывозки породы из карьеров создаются новые механизмы — огромные 40-тонные самосвалы, а также транспортно-отвальные мосты. Каждый мост покоится на двух высоких металлических устоях, отстоящих один от другого на расстоянии до 200 м и более. Его опоры установлены на специальных каретках, передвигающихся по рельсам. Длинная металлическая ферма его выходит за пределы опоры на несколько десятков метров. По этой ферме проходит главный конвейер. Он передает породу на малые передаточные конвейеры, которые связывают мост с экскаваторами. Конвейеры транспортно-отвального моста переносят породу к отвалу на противоположную сторону карьера.

Когда механизмы слой за слоем снимают породу и обнажают пласт угля, рельсы прокладывают уже прямо по углю. По ним движутся железнодорожные составы, вывозящие уголь из карьера.

Вот такой состав стоит под погрузкой. Зубья одного экскаватора вгрызаются в уголь. Ковш другого уже повис над вагоном и сыплет в него крупные куски угля. А электровоз на другом пути тянет из карьера тяжелый груженый состав.

Роторный, экскаватор.
Роторный, экскаватор.

Но и на доставке угля из карьера стали теперь применять конвейерный транспорт. От экскаваторных забоев до погрузочных бункеров или вагонов, находящихся на поверхности карьеров, уголь доставляют конвейеры (рис. 5).

Механизация всех работ в карьере требует исключительной точности и слаженности в организации производства. Небольшое промедление с транспортом — и экскаваторы будут простаивать. Чтобы этого не произошло, диспетчер, управляющий обширным хозяйством разреза, внимательно следит за работой всех производственных участков. Самая совершенная техника радиосвязи помогает ему знать все, что происходит вокруг, и вовремя предупреждать и исправлять неполадки в работе.

При открытом способе добычи угля резко возрастает производительность труда. Если сравнить, сколько угля приходится на каждого человека, работающего в шахте, с производительностью труда в карьере, то сразу станет видно, что при открытом способе эта цифра увеличивается в несколько раз. А строительство самого карьера обходится в полтора раза дешевле, чем постройка шахты. Поэтому везде, где уголь лежит сравнительно неглубоко от поверхности, его добывают открытым способом.

Землеройная и буровая техника с каждым годом совершенствуется. Это дает возможность строить все более глубокие карьеры.

Бесконечным потоком транспортеры выносят уголь из карьера в вагоны.
Бесконечным потоком транспортеры выносят уголь из карьера в вагоны.

Открытые горные разработки есть в Казахстане и на Сахалине, в Средней Азии, в горах Урала и среди степей Украины. Скоро их будет еще больше. В эту семилетку наибольшее развитие получит именно открытый способ добычи угля и руд. По уровню технической оснащенности открытые разработки полезных ископаемых в СССР представляют собой передовые индустриальные предприятия. По темпу роста добычи угля и руд открытым способом наша страна стоит на первом месте в мире.