Дом на конвейере


Творческая мысль инженеров и ученых непрерывно работала над тем, чтобы такой замечательный материал, как железобетон, стал легко доступным для каждой стройки, чтобы как можно меньше труда тратилось на строительство каждого здания.

И не раз инженеры возвращались к одной мысли: почему бы дом не изготовлять на заводе, как делается любая машина, в теплых, светлых цехах — и не руками, а при помощи различных машин и механизмов, облегчающих и ускоряющих труд человека?

Схема работы прокатного стана для изготовления тонкостенных ребристых плит.
Схема работы прокатного стана для изготовления тонкостенных ребристых плит.

Каждое здание можно собирать из отдельных частей — таких, чтобы их свободно перевозила грузовая автомашина. И вот появилось множество новых заводов. Из их ворот на стройки потоком выходят большие железобетонные плиты, целые лестничные марши с отлитыми ступенями, готовые окна и двери с ручками и шпингалетами (а иногда и со стеклом) и даже стены домов в виде больших прямоугольных блоков или крупных панелей, отделанных светлой керамической плиткой или заранее оштукатуренных.

В строительном деле наступила новая эра — эра индустриального, сборного строительства. Сборные железобетонные детали и конструкции занимают сейчас первое место и по количеству, и по значению среди огромной массы изделий, непрерывным потоком идущих на стройки нашей страны.

Теперь любая стройка отчасти напоминает сборочный цех промышленного предприятия.

Так соединяются прокатные панельные конструкции, а—деталь соединения перекрытия; б — деталь соединения внутренней стены с наружной.
Так соединяются прокатные панельные конструкции, а—деталь соединения перекрытия; б — деталь соединения внутренней стены с наружной.

Ручной тяжелый труд строительных рабочих постепенно исчезает. В этом сборочном цехе, в котором с поистине сказочной быстротой растут новые дома и целые жилые кварталы, поднимают и ставят на место поступающие с заводов готовые детали и конструкции, т. е. занимаются монтажом, сборкой зданий.

Чем крупнее детали, тем меньше труда уходит на возведение того или иного сооружения.

Иногда детали достигают веса 3 и даже 5 Т. Здесь на помощь рабочим приходят мощные подъемные краны. Их ажурные башни и стрелы высятся почти над каждой стройкой.

Основной ведущий рабочий на стройке теперь уже не каменщик, не плотник, а монтажник.

Вот один из них закрепляет крюк подъемного крана на железобетонной плите и дает сигнал машинисту. Огромная железобетонная плита медленно ползет вверх.

А там другие члены бригады направляют ее так, чтобы кран бережно опустил деталь на точно предназначенное чертежом место.

На мощных заводах, где делают строительные детали и конструкции, всю работу выполняют специальные, нередко очень сложные машины. Одни из них гнут и сваривают арматурную проволоку, другие готовят бетонную смесь, третьи укладывают ее в формы, а затем уплотняют. А если нужно передвинуть тяжелую железобетонную деталь с места на место, то в работу включаются конвейеры, вагонетки или подъемные краны.

В последнее время на заводах появились даже прокатные станы. При их помощи прокатывают большие железобетонные панели. Это значительно ускоряет и облегчает процесс изготовления строительных деталей.

В заводских условиях стало возможным выпускать и такие детали, о каких на стройке раньше просто нельзя было и думать. К примеру, часто укладывают над комнатой плиту с рядом продольных отверстий; стенки между ними предельно тонкие. На изготовление такой плиты уходит гораздо меньше цемента и других материалов, чем на сплошную. А прочность ее достаточна, чтобы выдержать вес пола, мебели, всех жителей квартиры и другие нагрузки.

Еще более легкие плиты получаются при изготовлении их на прокатном стане. Толщина этих плит около 3 см. Чтобы они были достаточно прочными, их делают с ребрами.

Их применение позволит в два раза уменьшить количество сборного железобетона при постройке жилого дома, не расходуя при этом кирпич и раствор для кладки стен.

Больше всего сборных железобетонных деталей идет на строительство жилья. Из них собирают фундаменты, балки и плиты перекрытий, лестницы, балконы и много других частей зданий. Есть дома, где стены также сделаны не из кирпича, а из тонких железобетонных плит. Но они нуждаются в дополнительном утеплении какими-либо изоляционными материалами, иначе через тонкие плиты тепло зимой быстро уйдет.

Из сборного железобетона строят немало и производственных зданий. В одном из типов таких зданий вся тяжесть кровли давит на большие, но очень тонкие железобетонные плиты, которые поддерживаются длинными железобетонными балками с круглыми отверстиями, сделанными для их облегчения. А концы балок опираются на вертикальные колонны.

Вверху — двухэтажный железобетонный мост через Москву-реку; в середине — железобетонная трибуна стадиона; внизу — сборка железобетонного овощехранилища. Справа — проект железобетонной телевизионной башни.
Вверху — двухэтажный железобетонный мост через Москву-реку; в середине — железобетонная трибуна стадиона; внизу — сборка железобетонного овощехранилища. Справа — проект железобетонной телевизионной башни.

Даже такие сложные конструкции, как показанный на цветном рисунке тонкостенный криволинейный свод, перекрывающий площадь в 1600 м², тоже собирают из готовых железобетонных деталей.

Сборные конструкции — это настоящее и ближайшее будущее нашего строительства. Чем больше сборных деталей будет использоваться на многочисленных стройках, чем крупнее и совершеннее будут эти детали, тем меньше будет тратиться ручного труда, тем быстрее будут расти новые заводы и жилые дома.