Машины-строители


На всей территории нашей огромной страны идет грандиозное, невиданное по своему размаху строительство. Сооружаются гигантские электростанции, плотины и каналы, прокладываются автомобильные и железные дороги, растут корпуса новых заводов, фабрик и жилых домов, шагают через широкие разливы рек бетонные устои огромных мостов, тянутся через леса и поля тысячекилометровые трубы нефте- и газопроводов, загораются огни над копрами новых шахт и рудников.

И везде — на всех этих бесчисленных стройках работает огромная армия машин. Они заменяют тяжелый, малопроизводительный ручной труд, облегчают, ускоряют и удешевляют строительные работы на самых разнообразных участках.

 

СТАЛЬНЫЕ ЛЕСОРУБЫ И ЗЕМЛЕКОПЫ

Мы уже знаем, что перед началом любого строительства нужно подготовить площадку: очистить ее от деревьев и кустарника, удалить пни, корни и крупные камни. Всю эту работу выполняют теперь машины — кусторезы, древовалы и корчеватели пней.

Кусторез установлен на гусеничном тракторе. По форме своей он напоминает утюг, к нижнему краю которого прикреплены ножи. Продвигаясь по участку, трактор с кусторезом срезает деревья и кустарники и укладывает их по обе стороны создаваемого им прохода. Он сразу срезает березу толщиной в 20-22 см или сосну толщиной в 25-30 см. За восемь часов работы кусторез может очистить до 6-8 га.

 Экскаватор и бульдозер на тракторе «Беларусь».
 Экскаватор и бульдозер на тракторе «Беларусь».

После кустореза на площадке остаются пни и корни срезанных кустов и деревьев. Их удаляют корчевателем или корчевателем-собирателем. Называют эту машину так потому, что она не только удаляет из почвы пни и корни, но еще собирает их и вывозит с площадки.

После того как площадка очищена и подготовлена, приступают к земляным работам. Они очень разнообразны. При строительстве здания роют котлован для фундамента и подвальных помещений. При прокладке труб газопровода роют траншеи. При постройке железной или автомобильной дороги сооружают земляное полотно. Особенно большой объем земляных работ приходится выполнять при прокладке судоходных и магистральных оросительных каналов.

Строительство аэродромов, стадионов, улиц и площадей новых городов начинается с планировки, т. е. срезки грунта на возвышенных местах, засыпки низин и выравнивания площадки.

Самые распространенные машины для земляных работ — механические лопаты — экскаваторы. Они бывают одноковшовые и многоковшовые. На стройках обычно применяются одноковшовые экскаваторы.

Основной технический показатель экскаватора — емкость его ковша, измеряемая в кубических метрах. Самый маленький отечественный экскаватор установлен на колесном тракторе «Беларусь». Емкость его ковша 0,2 м³. На строительствах чаще всего встречаются экскаваторы с ковшами емкостью в 0,5-3 м³.

Широкую известность получил шагающий экскаватор-гигант ЭШ-14/65, прославившийся на строительстве Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. Сейчас создан более мощный экскаватор с ковшом емкостью 35 м³. Вес этого гиганта — 2800 Т. Для его перевозки нужно около ста железнодорожных платформ целый состав!

Экскаваторы разделяются на три основные группы:

 

Группа Тип  Емкость ковша в м³ Вес в Т Основная область применения
Малые Универсальные до 2 до 30 Работы на строительстве
Средние Скальные 2-6 до 150 Погрузка взорванного камня в карьерах
 Крупные  Вскрышные 6-40 600-3000 Горные работы

 

 На строительстве распространены главным образом универсальные экскаваторы. Они названы так потому, что могут работать с различным сменным оборудованием. Передвигаются экскаваторы на колесах и гусеницах или же шагают с помощью специального оборудования; их устанавливают и па понтонах. На ходовой части одноковшового экскаватора — колесной или гусеничной — установлена платформа, которая может поворачиваться на 360° на кольце, лежащем на ходовой раме. В передней части ее находится стрела; ее положение можно изменять, увеличивая или уменьшая угол наклона. На стреле закреплена шарнирная рукоять с ковшом. Рукоять выдвигается вперед или убирается под действием напорного устройства. На поворотной платформе установлены все основные механизмы машины: лебедки подъема стрелы и подъема ковша, напорный и поворотный механизмы. Прямая лопата разрабатывает забой, расположенный выше опорной плоскости экскаватора, а обратная лопата — забой, расположенный ниже опорной плоскости.

Корчеватель-собиратель на гусеничном тракторе.
Корчеватель-собиратель на гусеничном тракторе.

На массовых земляных работах все большее распространение получает экскаватор с рабочим оборудованием драглайна. Оно удобно тем, что экскаватор при нем имеет длинную стрелу и может подавать грунт либо на транспортные машины, либо непосредственно в отвал или земляное сооружение.

При работе многоковшового экскаватора, получившего название машины непрерывного действия, цепь с прикрепленными к ней ковшами все время медленно движется. Одновременно — тоже очень медленно, но непрерывно — движется и сам экскаватор.

Для земляных работ иногда применяется рыхлитель. Он разрыхляет очень плотный грунт перед тем, как его начнут срезать и удалять землеройные машины.

Без бульдозера на колесном тягаче или на гусеничном тракторе не обходится теперь ни одна стройка. Он валит деревья, корчует пни, разравнивает площадки, засыпает траншеи, самостоятельно насыпает невысокое полотно автомобильной или железной дороги. Оборудование бульдозера можно установить на любом тракторе, начиная с легкого колесного мощностью 14 л. с. и кончая гусеничным гигантом в 300 л. с.

Самоходный скрепер с ковшом емкостью 10 м3
Самоходный скрепер с ковшом емкостью 10 м3

С помощью бульдозера можно перемещать грунт на расстояние не более 80-100 м. А чтобы перемещать грунт на большие расстояния (от 100 до 500 м), применяют прицепные скреперы. Если же необходимо перебрасывать грунт на расстояние от 500 до 3000 м, лучше всего использовать самоходные скреперы. Скрепер срезает грунт Слоями толщиной 0,2-0,3 м, наполняет им доверху свой ковш, затем сам перевозит его, выгружает и разравнивает. Характер-ный технический показатель для скрепера, как и для экскаватора — емкость его ковша. У самого малого скрепера ковш емкостью 1,5-2 м³, у самого большого — 25-40 м³.

В последние годы все большее распространение получают землеройные машины непрерывного действия. Одна из них — грейдер-элеватор с дисковым ножом или с плоскими ножами. Двигаясь, ножи непрерывно срезают грунт, который потоком поступает на транспортер, а с него ссыпается в автомобили-самосвалы или непосредственно в земляное сооружение.

Мощный трехосный автогрейдер
Мощный трехосный автогрейдер

Автогрейдер — машина, которая в ближайшие годы будет изготовляться у нас в большом количестве. Наряду с бульдозером это самая необходимая на строительстве дорог машина. С ее помощью прокладывают грунтовые дороги, разравнивают или перемещают грунт, выполняют планировочные и профилировочные работы, а зимой убирают снег на автострадах.

Основной рабочий орган автогрейдера — отвал. В отличие от отвала бульдозера его можно вынести в сторону, повернуть (в плане) на 360°, наклонить, т. е. поставить под любым углом к горизонту.