Машины поднимают и переносят грузы. Лебедки, электротали, мостовые краны


С давних времен наиболее трудной и малопроизводительной работой считалась переноска и переброска с места на место, вверх или вниз массовых и тяжелых грузов.

Еще совсем недавно, например, кирпичи на стройке переносили и поднимали на леса специальные рабочие — козоносы. Уложит такой козонос кирпичи в особый деревянный ящик — козу, взвалит его на спину и лезет по строительным лесам на самый верх, где трудятся каменщики.

Электрическая лебедка, широко распространенная на строительстве.
Электрическая лебедка, широко распространенная на строительстве.

Железнодорожные вагоны тоже совсем недавно нагружали и разгружали вручную рабочие-грузчики.

Теперь эту работу выполняют подъемнотранспортные и погрузочные машины, целиком заменяющие тяжелый физический труд тысяч людей.

Подъемно-транспортные машины, применяемые на строительстве, очень разнообразны. К ним относятся: грузоподъемные машины (лебедки, краны и подъемники); конвейеры (ленточные, пластинчатые, винтовые, цепные, подвесные и ковшовые); канатно-подвесные дороги; пневматический транспорт; погрузочные и разгрузочные машины.

Основа грузоподъемного механизма — это обычно барабан, на который намотан стальной канат. При подъеме груза канат наматывается на барабан, при опускании разматывается. Для увеличения грузоподъемности грузовой крюк у подъемного крана подвешивается не на одной ветви каната, а на нескольких. Такое устройство называется блочным полиспастом. Чтобы удержать груз на высоте при выключенном моторе, на одном из валов устанавливают тормоз.

Барабан с приводом, применяемый как самостоятельный механизм, называется лебедкой. Очень компактная лебедка, подвешенная неподвижно или установленная на однорельсовой тележке, называется талью.

Электрическая таль передвигается по двутавровой балке.
Электрическая таль передвигается по двутавровой балке.

С помощью крана можно перемещать груз в нескольких направлениях.

Грузоподъемный механизм мостового крана поднимает груз. Затем тележка вместе с грузом передвигается по мосту крана, а сам мост с тележкой и грузом в свою очередь передвигается по подкрановым путям, проложенным на стенах или колоннах здания. Башенный кран строительного типа движется по рельсам, проложенным вдоль строящегося здания. Стрела крана вместе с грузом может поворачиваться вокруг башни на 360°. У многих строительных кранов по стреле передвигается тележка с грузом.

Конвейеры — это машины непрерывного транспорта. Они широко распространились в самых различных производствах. У каждого конвейера есть приводная станция, тяговые и несущие органы, натяжное устройство и станина, т. е. рама, на которую он опирается. Конвейеры называют стационарными, когда они закреплены на одном месте, и передвижными, или разборно-звеньевыми, когда их можно перебрасывать с одной стройплощадки на другую.

У некоторых конвейеров, например ленточных, тяговый орган одновременно и несущий. Несущим и тяговым органом такого конвейера служит широкая лента, изготовленная из нескольких слоев резины и ткани.

Для непрерывного подъема по вертикали сыпучих грузов применяют ковшовый элеватор. Сыпучий материал поступает сначала в его нижнюю приемную часть, где захватывается ковшами, прикрепленными к движущейся непрерывно цепи или к широкому ремню, и поднимается ими на необходимую высоту, а затем под действием собственного веса или центробежной силы выгружается. Ковшовые элеваторы применяют главным образом на камнедробильных и бетонных заводах.

Часто бывает необходимо перемещать мелкие материалы по горизонтали на небольшие расстояния. Для этого употребляют винтовой транспортер — шнек, состоящий из желоба с полукруглым днищем и винта с лопастями, напоминающего винт мясорубки.

Многочелюстной грейфер для захвата щебня, камней, руды.
Многочелюстной грейфер для захвата щебня, камней, руды.

На современных автозаводах, а также в сборочных цехах других промышленных предприятий можно встретить цепные подвесные конвейеры, а также мощные сборочные и специальные литейные. Эскалатор метро — тоже конвейер.

Подъезжая к цементному заводу, мы видим, как по канату, подвешенному на столбах, движутся вереницей, одна за другой, небольшие вагонетки, которые везут на завод добываемый в карьере материал. Это канатно-подвесная дорога. На подвешенном к столбам канате на колесах с желобками движутся вагонетки, влекомые другим, тяговым канатом. Канатно-подвесные дороги строят в горах над ущельями, над водным пространством и т. п. В местах, где канатно-подвесная дорога проходит над шоссе или населенной местностью, под ней на значительной высоте подвешивают прочную сеть. Этим обеспечивается безопасность на тот случай, если вагонетка почему-либо сорвется с каната и упадет.

Мелкие кусковые, сыпучие и пылевидные материалы — цемент, угольная пыль, древесные опилки и др. — удобно перемещать с места на место с помощью пневматического транспорта, т.е. в потоке движущегося воздуха. Таким способом материалы можно перебрасывать по горизонтали на расстояние до 1500-1800 м, а по вертикали — до 100 м.

 

МАШИНЫ ЗАБИВАЮТ СВАИ

В практике строителей часто бывают случаи, когда по тем или иным причинам им приходится возводить различные сооружения на слабом, непрочном грунте. Чтобы укрепить его и придать прочность основанию сооружения, в грунт перед началом строительства забивают сваи — деревянные, стальные, бетонные или железобетонные стержни, в зависимости от размера и тяжести возводимого сооружения. Для защиты основания от подмыва водой в грунт забиваются специальные сваи, образующие шпунт — непрерывное ограждение в виде стенки. В грунт сваи погружают при помощи забивки, ввинчивания, вибрации или подмывки его струей воды. Для забивки свай есть специальные механизмы — копер, или свайный молот.

Мостовой электрический кран. Применяется на машиностроительных заводах,	на заводах и складах железобетонных изделий.
Мостовой электрический кран. Применяется на машиностроительных заводах, на заводах и складах железобетонных изделий.

В последнее время получил распространение способ погружения свай в грунт путем ввинчивания. Для этого применяют особые сваи, состоящие из металлического или железобетонного ствола с одной или несколькими винтовыми лопастями. Ввинчивают их кабестаном.

Значительное распространение получил за последнее время также виброударный способ погружения с помощью специального вибромолота. Легкое оборудование и малые затраты энергии делают этот способ эффективным.