Машины и детали машин


Силы человека, управляющего современной машиной, возрастают неизмеримо. Шесть человек в машинном зале Волжской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина без малейшей затраты физического труда управляют энергетическими машинами мощностью в 20 млн. «человеческих сил». А если учесть, что станция работает круглосуточно, а человек — только 8 час., получается, что одна Куйбышевская ГЭС выполняет работу 60 млн. человек.

Новый экскаватор, изготовленный Краматорским заводом тяжелого машиностроения, весит 2 800 Т, его ковш вмещает 35 м³ грунта. Он выполняет работу 15 тыс. людей, а управляет им всего один человек.

Советский реактивный самолет ТУ-104 доставляет пассажиров и срочные грузы из Москвы в Омск за 2 часа 50 мин. Скорый поезд проходит это расстояние за трое суток.

А еще совсем недавно, всего 70 лет назад, пассажиры и срочная почта добирались до Омска лишь за 4—5 недель.

С помощью машин человек проникает в космос, находит под землей нефть, уголь и другие полезные ископаемые, опускается в глубины океана, раскрывает тайны вещества. Машина заменяет человеку на время сердце и легкие, машина-математик мгновенно решает сложнейшие задачи, которые требуют многодневного труда целого коллектива работников. Радиотехника и телемеханика позволяют управлять движением самолетов и поездов на расстоянии.

Энергетика, топливная промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, строительная индустрия, городское хозяйство и транспорт не могут существовать и развиваться без машин. В современном сельском хозяйстве, снабжающем население продуктами питания, а промышленность сырьем, также работает множество самых разнообразных машин.

На цветном рисунке изображены фабрики, заводы и электростанции, шахты и горные разработки, железные дороги, мосты и автомобильные магистрали. И всюду — множество машин! Одни созданы для определенных, узкоспециализированных отраслей производства, другие — универсальные — применяются в самых разнообразных условиях.

Машиностроение — сердце тяжелой индустрии, основа основ всего народного хозяйства. Об индустриальном развитии любой страны судят по состоянию ее машиностроения.

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МАШИНА?

Почему самолет и комбайн, подъемный кран и ткацкий станок, прокатный стан и швейную машину и еще множество устройств, различных по назначению, конструкции и размерам, мы называем одним универсальным словом — машина?

Точное толкование слову «машина» дал И. Ефремов. Он писал: «...рабочая машина — это такой механизм, который... совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше совершал рабочий подобными же орудиями».

Рабочий копает землю лопатой (орудие труда), экскаватор (машина) то же самое делает своим ковшом, а рабочий уже не копает, он только управляет экскаватором. Токарь на токарном станке сам не режет металл, он управляет машиной-станком, а режет металл резец, укрепленный в суппорте. Строчку при шитье на электрической швейной машине делают челнок и игла, а швея только направляет материал. Да и обычный пылесос сам собирает с пола пыль.

Таким образом, главное отличие машины от других устройств заключается в том, что машина сама совершает основную рабочую операцию, в то время как орудия или инструменты (лопата, напильник, игла и др.) не могут сами совершать работу.