Ходовое оборудование и тормоза


Одни машины работают, находясь на одном месте (например, станки на фабриках и заводах), другие передвигаются на колесах, гусеницах или при помощи шагающего механизма, т. е. имеют ходовое оборудование.

Выбор ходового оборудования для той или иной машины зависит от особенностей и состояния пути, веса машины и необходимой скорости передвижения. Ходовое оборудование рельсового транспорта состоит из металлических колес, снабженных ребордами (закраинами), которые не дают локомотиву и вагонам сойти с рельсов. Мостовые и башенные краны также передвигаются по рельсам на стальных колесах.

Ходовая часть автомобиля
1 — передняя ось, 2, 10 — направляющие и ведущие колеса, 3, 9 — передняя и задняя подвески, 4 — муфта сцепления, 5 — коробка передач, 6 — карданный вал. 7 — дифференциал, 8 — ведущая полуось, 11 — рама, 12 — рулевое управление, 13 — двигатель

Автомобили, колесные тракторы, легкие экскаваторы и некоторые краны оборудованы прочными надувными резиновыми шинами — пневматиками.

Чтобы машины могли легко передвигаться по бездорожью, по заболоченной местности или по сыпучему песку, их вместо обычных колес снабжают гусеницами.

У гусениц большая опорная поверхность и потому мало удельное давление, передаваемое на грунт. Удельное давление определяется в кГ/см2, т. е. это частное от деления величины веса машины в килограммах на опорную площадь гусениц, измеряемую в см2. Благодаря малому удельному давлению на грунт гусеницы не проваливаются и машина имеет хорошую проходимость. Зацепы в гусеницах повышают тяговые качества машины.

У гусениц очень мала скорость передвижения, поэтому в последнее время на многих экскаваторах и кранах гусеницы вытесняются колесами с большими пневматическими шинами. Когда такая машина движется по ровной дороге, давление в шине при помощи специального компрессора повышается до 3,5—4,5 атм. А если машина попадает на мокрый или рыхлый грунт, водитель снижает давление до 1,2 и даже до 0,7—0,8 атм. Шины становятся «вездеходными», и машина легко преодолевает бездорожье.

 

ТОРМОЗА

Назначение тормоза общеизвестно: водитель автомобиля, заметив неожиданно возникшее на пути препятствие, нажимает на тормоз, и машина останавливается. Крановщик подъемного крана тормозом удерживает груз на высоте или замедляет его движение при спуске.

Тормозные диски с колодками
Тормозные диски с колодками

Обычно тормоз состоит из барабана, сидящего на вращающемся валу, и тормозных колодок. При торможении колодки прижимаются к барабану и создают силу трения. Это замедляет и останавливает вращение тормозного барабана, а с ним и движение всей машины или груза.

В автомобильном тормозе колодки находятся внутри барабана. При торможении кулачок, поворачиваясь, раздвигает колодки и прижимает их к внутренней поверхности вращающегося барабана. В крановом тормозе колодки охватывают барабан снаружи.

У локомотивов и железнодорожных вагонов колодки при торможении прижимаются к ободу колес. Погашаемая энергия движения преобразуется в тепловую. Поэтому тормоза должны хорошо отводить тепло в окружающую атмосферу.

Кроме колодочных, в кранах часто применяются ленточные или дисковые тормоза.