Соединения


Для получения неразъемных соединений деталей машин применяют заклепки, сварку деталей или запрессовку одной детали в другую с помощью пресса.

Заклепочные соединения долгое время считались единственно возможными при изготовлении паровых котлов, мостов, корпусов кораблей, металлических конструкций для инженерных сооружений и кранов.

Старые производственники помнят, каким тяжелым был труд рабочих-котелыников в те времена, когда все заклепочные работы выполнялись вручную. Особенно трудно приходилось «глухарям» — так называли рабочих, которые должны были внутри котла грудью подпирать металлическую оправку и удерживать заклепку, в то время как клепальщик снаружи бил тяжелым молотом по стержню раскаленной заклепки, придавая ему форму полукруглой головки.

Самые употребительные детали и узлы машин
Самые употребительные детали и узлы машин
1— виды (сортамент) сортового металла: труба, полоса, круглый прокат, шестигранник (для болтов и гаек), «зетовый» профиль, швеллер, двутавр, квадратный профиль, рельс, равнобокий уголок, толстый лист; 2 — заклепочные соединения; 3 — сварные соединения; 4 — типы резьб и резьбовые соединения; 5 — винты и болт с гайкой; 6 — замки, удерживающие резьбовые соединения от саморазвинчивания; гаечный ключ; 7 — валы: кулачковый, ступенчатый и кривошипный; 8 — шпоночные соединения: 9 — шлицевые соединения; 10 — подшипник скольжения — разъемный; 11—подшипники качения — шариковые и роликовый; 12 — роликовый подшипник с корпусом.

Сейчас заклепочные соединения в машиностроении и строительной технике почти полностью вытеснены сварными (см. ст. «Как сваривают металл»). При сварке соединяемые части не ослабляются большим числом отверстий; труд рабочего стал намного легче, производительность его повысилась. Сварные детали часто применяются вместо литых; это значительно уменьшает вес машины.

Заклепочные соединения встречаются в самолетостроении, где сотнями тысяч мелких заклепок из легкого сплава соединяют части и обшивку корпуса, крыла и оперения самолета. Но и эта работа в значительной степени механизирована.

Для разъемных соединений деталей в машинах чаще всего применяются болты с гайками и винты. Такие соединения называются резьбовыми. Они очень удобны, так как дают возможность в любой момент разобрать машину на части, сменить изношенную или неисправную деталь. Резьбы и размеры деталей резьбовых соединений в нашей промышленности стандартизованы.