Что такое техническая стандартизация


Рассказ о деталях машин будет неполным, если не упомянуть об их стандартизаций и нормализации.

Как вы думаете, что произойдет, если каждый конструктор и каждый завод начнет придумывать новые размеры резьб, профилей проката, шарикоподшипников, муфт, цепей или даже новую систему оформления чертежей и условных обозначений? Конечно, в таких чертежах не сумеют разобраться работники других предприятий, и завод не сможет получить всех необходимых ему материалов и готовых изделий, не сможет осуществить производственное сотрудничество с другими предприятиями и т. д.

Чтобы этого не случилось, в нашей стране введена система государственных общесоюзных стандартов (ГОСТов), которые ни одно предприятие не вправе нарушить. Стандартизованы все важнейшие конструктивные элементы деталей машин, профили проката (балки, уголки, швеллеры, трубы), размеры шарикоподшипников, стальные канаты, а также чертежная система, условные обозначения и многое другое.

Официальной датой начала государственной стандартизации в СССР считается 15 сентября 1925 г., когда был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны. Первая группа общесоюзных стандартов (на селекционные сорта пшеницы) была утверждена 7 мая 1926 г.

Установлены четыре категории стандартов: ГОСТ— Государственный стандарт Союза ССР, РСТ — республиканский стандарт союзных республик, ОСТ — отраслевой стандарт (по отраслям промышленности, торговли, сельскохозяйственного производства и т. д.), СТП — стандарт предприятий (организаций). ГОСТ имеет силу закона для всех организаций и предприятий нашей страны. Стандартом может служить не только тот или иной документ, но и промышленное изделие, образцовое по составу или свойствам вещество, атлас цветов, какая-либо заданная программа или правило и т. д. Стандартизируют все виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, от сырья до готового изделия, методы испытания и контроля готовых изделий, системы классификации и кодирования продукции, научно-технические термины, различные правила и нормы.

Стандартизация и унификация
Стандартизация, типизация и унификация узлов машин.
1— дизель; 2 — электродвигатель; 3 — колесная тележка; 4 —шасси автомобиля; 5 — гусеничная тележка; 6 — болотные гусеницы; 7 — прямая лопата; 8 — крановая стрела с крюком; 9 — обратная лопата; 10 — грейфер; 11 — стрела и ковш драглайна; 12 — струг; 13 — засыпатель траншей; 14 —корчеватель; 15 — копер.

По машиностроению и другим видам продукции самых разнообразных отраслей производства стандартами установлены также и «технические условия» на изготовление и прием этой продукции.

Стандарты все время пополняются и обновляются в соответствии с непрерывным ростом и развитием промышленного производства.

В дополнение к стандартизации, проводимой в общегосударственном масштабе, отдельные отрасли производства и заводы могут проводить работы по нормализации деталей машин, технологической оснастке режущего, измерительного инструмента и др. Нормализацией могут быть охвачены элементы, не предусмотренные общегосударственными стандартами. Однако чаще всего заводские нормали представляют собой сокращенную выборку из ГОСТов. Государственными стандартами предусмотрены тысячи типоразмеров крепежных деталей и сотни разных профилей стального проката и труб для всех отраслей народного хозяйства. Но для нужд какого-нибудь одного завода достаточно иметь 200 типоразмеров крепежных деталей и 30 разных профилей стального проката и труб. Завод выпускает нормаль (таблицу), ограничивающую конструктора в выборе крепежных деталей или профилей проката. Такая нормаль не противоречит ГОСТу, но очень облегчает работу по снабжению, увеличивает повторяемость деталей в производстве и тем самым значительно удешевляет стоимость машин.

В переводе с английского «стандарт» означает «норма», «образец», «мерило». В технике стандарт — это образец, эталон, модель, с которыми сопоставляют, сравнивают промышленную продукцию, нормы, требования к чему-либо, правила и т. д. Словом «стандарт» называют и технический документ, устанавливающий важнейшие свойства и показатели качества продукции, ее типы, виды и марки и другие требования, которые подлежат выполнению предприятиями и организациями страны. А сам процесс установления норм и правил и составление этого технического документа называют стандартизацией.

Убедиться в исключительной важности и необходимости стандартов можно на примерах из нашей повседневной жизни. Стандарты окружают нас повсюду, они сопровождают каждый наш шаг. Утром, умываясь, мы открываем стандартный водопроводный кран, и в стандартную раковину из труб стандартного диаметра плещет струя воды, очищенной согласно требованиям стандарта. Вечером, ложась спать, мы с помощью стандартного выключателя прерываем в осветительной сети, состоящей из стандартных лампочек, электрический ток, напряжение которого установлено стандартом.

Одна из важнейших разновидностей стандартизации — унификация. Она позволяет устранить не оправданное интересами народного хозяйства многообразие видов изделий одинакового назначения. Так, например, было унифицировано производство телевизоров, которые конструируют и собирают из унифицированных однотипных узлов и блоков, что обусловливает взаимозаменяемость деталей. Унификация видов выпускаемых телевизоров способствует снижению трудоемкости их изготовления, повышению качества и надежности. Закрепляя в стандартах требования к качеству продукции, надежности и долговечности различных изделий, государство тем самым управляет уровнем качества, содействует непрерывному совершенствованию и обновлению продукции. Стандарты должны быть перспективными, отражать не только достигнутый уровень техники, но и завтрашний ее день. Только тогда соответствие изделия стандарту становится показателем его высокого качества.