Ковка штамповка


С того времени как человек узнал железо, он начал искать способы сделать его крепче, надежнее. Губчатое железо в холодном состоянии били колотушками, чтобы «выжать из него соки», т. е. удалить примеси. Затем, чтобы легче было придать металлу нужную форму, догадались нагревать его.

Так возник способ обработки, который называют горячей ковкой. Он состоял в обработке горячего металла ударами молотов.

Кузница в Древней Греции (рисунок на вазе).
Кузница в Древней Греции (рисунок на вазе).

Ковка — самый старый метод обработки металлов. В прошлом орудиями труда кузнеца были наковальня, молот и такие инструменты, как бородки, зубила, гладилки и т. п. Но, когда железо начало широко входить в употребление, стало невозможно обрабатывать его прежними примитивными способами. Люди задумались, как заменить ручную ковку машинной. В XVI в. появились молоты, которые приводились в действие энергией текучей воды (водяной привод). Это дало возможность увеличить вес падающего бойка в 10-15 раз — до 400 кГ. Сила его удара значительно возросла. Русское кузнечное дело особенно высоко поднялось в эпоху Петра I, поощрявшего постройку заводов для обработки металлов.

С появлением паровых машин открылись новые возможности для увеличения силы удара молота. Почти одновременно с паровозом родился паровой молот. Боек (его называют еще бабой) паровых молотов весил уже тонну. Нои этого оказалось мало! Все увеличивавшийся вес слитков и изготовляемых из них поковок (валы кораблей, стволы пушек) требовал еще более мощных молотов.

Появились прессы, которые сдавливали крупные, хорошо нагретые стальные слитки и этим придавали им нужную форму. В то же время (60-70-е годы прошлого века) стали широко применять прокатные станы.

Но кузнечная обработка не потеряла своего значения и сейчас. В наше время она получила новое развитие.

 

 

Ковка — верное средство улучшить качество металла, сделать его более однородным и прочным. Чем выше требования к прочности машины, тем больше в ней кованых и штампованных деталей. В автомобиле и самолете таких деталей 80—85% по весу. Детали эти изготовляют из различных видов стали, а также из сплавов, в которые входят медь, алюминий, магний, титан и др.