На машиностроительном заводе


Производство автомобилей нередко называют ведущим в машиностроении. И это справедливо. На автозаводах и связанных с ними (смежных) предприятиях изготовляют сложные двигатели, силовые передачи с множеством зубчатых колес, кузова из штампованных тонких стальных листов с обивкой, окраской, сиденьями, окнами, дверьми, украшениями, точнейшие приборы электрооборудования и автоматики и многое другое. И все это делают в огромных количествах и очень быстро.

Поэтому именно в автомобильной промышленности нередко раньше, чем в других отраслях, распространяются наиболее совершенные способы производства.

Основные посты сборки автомобиля на конвейере: на раме укрепляют мосты и переворачивают ее
Основные посты сборки автомобиля на конвейере: на раме укрепляют мосты и переворачивают ее

По занимаемой площади, по количеству рабочих, инженеров и служащих, по объему строений автозавод не уступит городу. Здесь есть свои улицы с перекрестками и светофорами, а вдоль улиц стоят огромные почти сплошь застекленные корпуса цехов. Их несколько десятков. В одних делают только заготовки деталей, в других детали проходят обработку до вполне законченного вида, в третьих детали собирают в узлы и механизмы. Затем все детали и узлы стекаются в цех главного конвейера, где из них собирают автомобиль.

Детали будущего автомобиля начинают появляться на свет в цехах и отделах, которые, на первый взгляд, стоят в стороне от производства. Отдел снабжения и отдел смежных производств приобретают необходимые материалы и изделия. На заводские склады поступают стальные и алюминиевые болванки, листы, трубы и профили, древесина для грузовых платформ, шины, приборы, стекло. В инструментальном цехе делают резцы, сверла, фрезы для обработки будущих деталей, в штампово-инструментальном — тяжелые болванки и формы для прессования панелей кузова, в модельном — деревянные копии деталей для изготовления литейных форм. Работа этих цехов и отделов дает основным цехам завода материалы и инструменты для изготовления автомобиля.

Различны пути, по которым проходят через цехи завода отдельные детали и механизмы. Вот в цехе сборки двигателей встречаются блок цилиндров и коленчатый вал.

Блок заформовали и отлили в литейной. Затем готовые отливки блоков отвезли на автоматическую линию их обработки. Блок совершил путешествие по ряду станков линии. Лапы рычагов, захваты, наклонные плоскости и валы поворачивали его, подставляя то одну, то другую его сторону под фрезы и сверла, передавая его от станка к станку. Блок появился на линии грязным, шершавым, без отверстий, а к концу ее пришел с блестящими поверхностями для прилегания головки и картера, с полированными до зеркального блеска стволами цилиндров, с отверстиями для шпилек и клапанов, с гнездами для подшипников.

Основные посты сборки автомобиля: на шасси ставят двигатель, радиатор, руль, кабину
Основные посты сборки автомобиля: на шасси ставят двигатель, радиатор, руль, кабину

Коленчатый вал родился из раскаленной болванки в кузнице под ударами мощного пневматического молота. Здесь вал постепенно «стал походить на самого себя», но только в общих чертах. Дело, начатое молотом, довели до конца станки в цехе обработки.

И вот блок и вал, так же как и клапаны распределения, шестерни, шатуны, попадают на сборку. С автоматического завода доставляют поршни. По боковым лентам-ручейкам на конвейер сборки двигателей приходят приборы зажигания, карбюратор, насос, фильтры, привезенные с заводов-смежников. Своими путями идут на сборку коробки передач шестерни, валы, рычаги, подшипники. А с конца конвейера снимают краном готовый двигатель со сцеплением и коробкой передач. Каждый двигатель испытывают, а время от времени один из собранных двигателей отправляют на испытание в лабораторию. Тут с помощью точных измерительных приборов проверяют его работоспособность, мощность, которую он развивает, все ли в нем сделано так, как это нужно для надежной работы будущего автомобиля.

На других участках механосборочных цехов (их на заводе обычно несколько) делают карданные валы, задние и передние мосты, рули. Особое место занимают колесный и кузовные цехи.

Каждому легковому автомобилю нужно пять колес (включая запасное), грузовому — семь, а трехосным автомобилям — до двенадцати (двойные на задних мостах и два запасных колеса). И все они должны быть совершенно одинаковыми, легкими, прочными и, главное, абсолютно круглыми. Колесо состоит из двух деталей — диска и обода. Диски штампуют на прессе, а ободья делают из профилированной полосы. Потом диск и обод соединяют заклепками или электросваркой. Последний способ особенно необходим для работы колес с бескамерными шинами. Ведь в этом случае обод — как бы часть камеры шины, и в нем не должно быть даже малейших щелей. А в местах постановки заклепок они могут появиться!

Основные посты сборки автомобиля: устанавливают кузов, капот, колеса
Основные посты сборки автомобиля: устанавливают кузов, капот, колеса

На готовое колесо специальный станок, без прикосновения человеческих рук, надевает шину и накачивает ее.

Кузов — добрая половина автомобиля. Детали механизмов изготовляют в основном из стали. А для кузова используют разнообразнейшие материалы — листовую сталь, дерево, стекло, ткани, резину, краски, пластические массы.

Кроме того, некоторые детали кузова, в отличие от прочих частей автомобиля, имеют большие размеры. Длина выштампованной из стального листа панели крыши, пола или боковины кузова достигает нескольких метров. И еще особенность: детали кузова должны быть красивыми. Ведь они не только несут на себе механизмы и груз, но и украшают автомобиль. Производством кузовов на заводе заняты огромные прессовый, арматурный и сборочнокузовной цехи. В каждом из них по нескольку крупных отделений.

Тясячетонные прессы сжимают стальные листы между выпуклой и вогнутой формами штампов. В пресс закладывают плоский лист, а вынимают готовую крышу или пол кузова, панель двери, облицовку радиатора. Отштампованные детали устанавливают в сварочных приспособлениях — кондукторах, детали плотно прилегают друг к другу, стиснутые специальными лапами и рамами. Затем в местах соединений к ним прижимаются электроды сварочной машины, и детали соединяются намертво точками электросварки (см. ст. «Как сваривают металл»).

В прессовом цехе изготовляют также рамы шасси, если автомобиль грузовой. Сваренные узлы и целые кузова поступают на сборочный участок. Здесь ставят двери, крышку багажника, капот. Затем кузов выравнивают — рихтуют. Стыки листов оплавляют свинцово-оловянистым припоем или обмазывают особым составом, а потом опиливают, чтобы получились плавные поверхности крыши, боковин.

В сборочнокузовном цехе кузов проходит через окрасочные камеры и сушильные печи, постепенно обрастает изнутри обивкой, тепловой и звуковой изоляцией. Здесь ставят стекла, закрепляют осветительные приборы, монтируют хромированные украшения, ручки, замки, поступившие из арматурного цеха.

Основные посты сборки автомобиля: в бак заливают бензин, в радиатор — воду, проверяют свет
Основные посты сборки автомобиля: в бак заливают бензин, в радиатор — воду, проверяют свет

И вот все собранные в разных цехах механизмы и узлы автомобиля движутся на главный конвейер. Их везут на электрокарах и специальных длинных грузовиках, на тележках, прикрепленных к маленьким проворным тягачам; они ползут, подвешенные к бесконечным цепям, над проездами завода, скользят на рольгангах, плывут на движущихся лентах.

Из цеха нормалей на главный конвейер, да и в другие цехи, идут ящики с болтами, винтами, гайками, шайбами, заклепками. Их в каждом автомобиле сотни, а иногда и тысячи.

Проследив путь рождающегося автомобиля на главном конвейере, можно увидеть сначала только его остов, несущий кузов или раму. К ним подвешивают передний и задний мосты с рессорами. Потом ставят на место двигатель, радиатор, руль, кабину, кузов. С движущихся цепей снимают колеса и привертывают их на шпильки тормозных барабанов. На последних участках конвейера в бак заливают немного бензина, в радиатор — воду, смазывают автомобиль, проверяют электрооборудование.

За руль садится водитель-обкатчик. Он нажимает кнопку стартера, двигатель начинает работать, автомобиль делает первые шаги. Его колеса попадают на большие барабаны, и он едет по ним, вращает их, стоя на месте. Здесь пробуют переключение передач, убеждаются в слаженной работе всех механизмов. Затем машина выходит во двор завода и совершает короткий пробный пробег. И вот ее грузят на железнодорожную платформу или баржу, чтобы отправить в магазины, или упаковывают в солидный ящик для путешествия в заморские страны.

Легковые автомобили сходят с главного конвейера
Легковые автомобили сходят с главного конвейера

На каждого работника предприятия, включая всех инженеров и служащих, приходится ежегодно по десяти автомобилей, выпускаемых заводом. Не будь четкого разграничения обязанностей между работниками, механизации и автоматизации производства, даже самый способный человек но смог бы своими силами изготовить и двадцатой доли этой продукции. Но автомобили выпускаются сотнями тысяч, а на заводе работают тысячи людей.

Выпуск автомобилей растет. Число их моделей увеличивается. В связи с этим становится все выгоднее применять на разных автомобилях как можно большее количество одинаковых деталей, приборов, механизмов. При этом особенно выгодно изготовлять тот или иной прибор или механизм не на самом автомобильном заводе, а на специализированном заводе-смежнике, обслуживающем несколько автомобильных заводов. Еще недавно заводы-смежники поставляли на автомобильные заводы главным образом неметаллические изделия — шины, стекла и т.п. — и точные приборы. Теперь специализация идет дальше. Создаются заводы автомобильных двигателей, рессор, колес, передних и задних мостов, кузовов. Каждый такой завод выпускает несколько видов изделий. Из них можно создавать различные сочетания и с небольшими дополнениями — различные конструкции автомобилей.

В этих условиях автомобильных! завод становится главным образом сборочным и изготовляет «у себя» только то, чего никак нельзя получить для данной машины от смежников. Зато можно делать больше разновидностей автомобилей, чаще обновлять модели, выпускать их в большем количестве, улучшать их качество.

Из ворот наших заводов теперь будут выходить сотни тысяч автомобилей новых, более совершенных моделей.