Отделы технического обеспечения


Итак,  конструкторский отдел. Задачи его понятны из названия, но на разных заводах они бывают различными, в зависимости от того, как налажено изготовление новых образцов машин. Бывает так, что новый образец создают цехи завода, занятые выпуском старой машины; те самые производственные цехи, которые выпускают сотни, тысячи, десятки тысяч деталей одной машины, получают заказ одновременно изготовить детали новой машины.

Более успешно разрабатывается новый образец, когда его изготовление поручают специальному цеху — экспериментальному.

В некоторых отраслях машиностроения есть самостоятельные опытные заводы. Их дело — только создавать новые образцы машин, проверенные, испытанные, доработанные настолько, чтобы их можно было спокойно передать в массовое, серийное производство. Конструкторский отдел серийного завода при этом дает своим цехам только рабочие чертежи деталей и узлов новой машины.

Плановый отдел

Как только завод получил задание начать выпуск новой машины, в дело сразу же включается плановый отдел. Ведь работа завода планируется. Количество рабочих, число единиц оборудования, оборотные средства — все потребности завода должны быть приведены в соответствие с производственной программой, сопоставлены с ресурсами, выделяемыми данному предприятию.

Плановый отдел составляет график запуска машин в производство: к такому-то числу должны закончить работу технологи; тогда-то должны быть готовы чертежи инструментов, штампов, приспособлений. Устанавливаются сроки их изготовления в инструментальном цехе, сроки поступления на склады материалов. Затем намечаются даты, когда надо начать изготовление деталей во всех цехах, и сроки начала выпуска новой машины.

На этой стадии планы производственных цехов еще не составляются. Ведь планирование — это научный процесс, оно основано на точных закономерностях. Для цеха такая закономерность — это технологический процесс (см. ст. «Что такое технология машиностроения») . Поэтому сначала заводские технологи точно установят, на каком оборудовании будет выполняться каждая операция, каким инструментом, с какими приспособлениями, сколько времени она займет, сколько потребуется для ее выполнения рабочих, какой квалификации. Вот на этой основе уже можно планировать работу цехов, т. е. составить график равномерного и комплектного выпуска машин в таких количествах, каких требует государственный план.

Технологи начинают свою деятельность вместе с плановиками и даже раньше их — на той стадии, когда чертежи машины еще не сошли с досок конструкторов. Тогда технолог садится рядом с конструктором и вместе с ним обсуждает новую конструкцию, ее технологичность.

Но до сих пор технолог был лишь консультантом. А теперь он определяет дальнейшую судьбу машины. Как быстро удастся выпустить машину, в каких количествах, какого она будет качества, сколько будет стоить? Ответы на эти вопросы в большой степени зависят от технолога.

В тесном контакте с технологами работает отдел организации труда (или отдел труда и заработной платы). Технологи подсчитали, сколько нужно времени на выполнение каждой операции. Это техническая норма времени. Она полностью учитывает возможности заводского оборудования. Теперь надо эти возможности реализовать. Это требует внимания к самым, казалось бы, незначительным мелочам.

Отдел снабжения

Отдел организации труда старается разумно, экономно использовать труд рабочего, правильно его организовать. Он старается сберечь для производства каждую минуту рабочего времени.

Так, при изучении процесса сборки автомобильного колеса установили, что покрышка лежит от сборщика на 1 м дальше, чем необходимо. Один лишний шаг за покрышкой, один — обратно. Подсчитали: при сборке узла — два лишних шага; при сборке машины (5 колес) — 10 шагов; в день (100 комплектов) — 1 км\ в год — 12 бессмысленно потерянных дней. Вот что такое лишний шаг сборщика!

Минута в производстве — огромная величина! Еще в 1958 г. электростанции Советского Союза давали за 1 мин. столько энергии, что ее хватило бы на месяц работы большого автозавода. За одну минуту металлурги выплавляли металл, которого хватало на изготовление 5 мощных тракторов, 10 грузовых автомобилей, нескольких мотоциклов, десятков велосипедов. Сейчас эти цифры возросли.

Важное звено заводоуправления — отдел снабжения. Этот отдел вместе с плановым изучает спецификацию деталей и материалов новой машины. Что, например, можно получить в готовом виде от других заводов? Подшипники — с подшипникового завода, электрооборудование —- с другого завода, пластмассы — с третьего, ткани — с четвертого, стекло, приборы — с пятого, шестого и т. д. Так составляются план снабжения и план кооперирования, т. е. получения необходимых деталей и узлов с других предприятий.

Но отдел снабжения не только доставляет нужные материалы. Он следит также за правильным их расходованием. Дает, например, цеху металл по весу в соответствии с нормами и точно знает, сколько весят выпускаемые изделия. Куда делась разница — ушла в стружку? Значит, нужно собрать эту стружку и сдать на переплавку.