Виды чертежей. Чертеж общего вида


Для более точного изображения сложных деталей приходится делать их разрезы.
Для более точного изображения сложных деталей приходится делать их разрезы.

На чертежах сложных деталей часто приходится делать разрезы, сечения, вырывы и обрывы, которые дают возможность более точно понять устройство детали, узла или целого механизма. Сечение и разрезы штрихуются тонкими косыми линиями.

Составляя чертеж, нужно внимательно, изучить изображаемую деталь, определить необходимое число проекций, расположить их при проектировании так, чтобы были видны наиболее сложные элементы. При изображении вида спереди лучше всего дать деталь так, как она будет установлена в механизме.

Потом нужно посмотреть, полное ли представление о детали дают ее изображенные проекции. Если какой-нибудь элемент детали не ясен, нужно дать ее разрез или сечение по этому элементу. Не всегда можно изобразить деталь в натуральную величину. Чаще приходится ее уменьшать или увеличивать. Надо правильно выбрать масштаб изображения и указать его на чертеже. Например, масштаб 1:1 означает, что деталь выполнена в натуральную величину; 1:2 — уменьшена в два раза, а 5:1 — увеличена в пять раз.

Для того чтобы не загромождать чертеж лишними линиями, в некоторых случаях прибегают к упрощенным изображениям. Надо, скажем, сделать чертеж болта или какой-либо детали, имеющей резьбу. Изобразить точно проекцию сложной винтовой линии резьбы очень трудно, да и не нужно. Ведь резьба нарезается при помощи специального инструмента, который сам придаст ей необходимый профиль и размеры. Поэтому на чертеже участок, на котором должна быть резьба, отмечают штриховой линией, а около него ставят условный знак. Например, М-8 означает, что на детали надо нарезать метрическую резьбу с наружным диаметром 8 мм. Только в случаях специальной резьбы на детали дополнительно делают вырыв (или выносят сечение) и дают точные размеры резьбы.

На чертежах зубчатых колес не надо чертить зубцы; достаточно указать наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления.
На чертежах зубчатых колес не надо чертить зубцы; достаточно указать наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления.

Точно так же поступают с зубчатыми колесами. Зубцов у них много, и все одинаковые. Зачем же тратить зря время на их вычерчивание? На чертежах зубцы не вычерчивают, а только указывают наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления. По этим данным на зуборезных станках с помощью специальных модульных фрез или резцов делают именно те зубцы, которые нужно.

Когда вычерчены все необходимые проекции детали, разрезы и сечения, надо проставить размеры. Конечно, на чертеже указывают действительные размеры детали. Их надо ставить так, чтобы они не загораживали основных линий чертежа и чтобы их было легко читать.

При изготовлении деталей очень трудно выдержать размеры, обозначенные на чертежах. Поэтому иногда еще указывают отклонения от размеров, которые можно допустить при изготовлении детали. Эти отклонения, называемые допусками, пишут справа около основного размера. Например, подпись 29 ± 0,5 означает, что при изготовлении детали этот размер должен быть не больше 29,5 мм и не меньше 28,5 мм.

Чтобы изготовить деталь, надо знать также, из какого материала ее делать, как чисто надо обработать ее поверхности. Материал, из которого изготовляется деталь, указывается в штампе чертежа специальными обозначениями. Например, Ст-45 обозначает, что деталь изготовляется из конструкционной стали, содержащей около 0,45% углерода. В соседней графе штампа указывают количество деталей, которое надо изготовить.

Обработать деталь можно по-разному. Можно проточить ее резцом, который оставит бороздки, легко ощутимые рукой. Можно отшлифовать или отполировать ее так, что она будет блестеть, как зеркало. Чистоту обработки поверхностей детали обозначают треугольничками и цифрами. Надпись «V V 6» означает получистую поверхность 6-го класса чистоты.