Виды тракторов


Вот несколько видов тракторов, выпускаемых нашими отечественными заводами.

Трактор ДТ-14 Б — пропашной. Колея его колес может быть легко приспособлена к различным размерам междурядий. В несколько измененном виде этот трактор можно выпускать как садовый или крутосклонный, т. е. для работы на склонах гор.

Харьковский тракторный завод взамен этого трактора начал выпускать более совершенный трактор — ДТ-20 с одноцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 18-20 л. с. Но и эта мощность будет повышена до 24 л. с.

Трактор «Владимировец» ДТ-24 используется для междурядной обработки пропашных культур и в качестве легкого тягача. Он имеет одно или два передних колеса. Новая модель Т-28А повышенной проходимости выпускается со всеми ведущими колесами.

Новый трактор С-100 с двигателем в 100 л. с., снабженный гидравлической системой для управления навесными орудиями из кабины.
Новый трактор С-100 с двигателем в 100 л. с., снабженный гидравлической системой для управления навесными орудиями из кабины.

Владимирский тракторный завод создал новую конструкцию универсального трактора Т-32 с дизелем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с.

Тракторы Минского тракторного завода «Беларусь» МТЗ-5МСи МТЗ-7 с двумя парами ведущих колес и повышенной проходимостью — самые мощные из колесных тракторов, предназначенных для сельского хозяйства. Применяются для вспашки и обработки пропашных культур, для транспортных нужд и для работы с различным навесным оборудованием. Высокий просвет между колесами позволяет использовать эти тракторы для междурядной обработки пропашных культур с высокими стеблями. Тракторы МТЗ оборудованы ходоуменьшителями, позволяющими им передвигаться в 8-10 раз медленнее пешехода.

Создан новый трактор «Беларусь» МТЗ-50 и трактор повышенной проходимости МТЗ-52 с двигателем мощностью до 50 л. с. Трактор МТЗ-5М имеет новую гидравлическую систему, благодаря которой сельскохозяйственные орудия можно подвешивать по бокам и сзади. Он оборудован также гидравлическим усилителем рулевого управления, облегчающим труд тракториста.

Гусеничные тракторы типа ДТ-54 получили самое большое распространение в сельском хозяйстве. Их применяют для вспашки, посевов, уборки урожая, на земляных и планировочных работах. На базе этих машин выпускаются болотные, крутосклонные и трелёвочные тракторы.

Трактор ДТ-54 не может, однако, резко повысить производительность труда из-за недостаточной мощности двигателя. Сталинградский тракторный завод разработал новый трактор ДТ-75 с двигателем в 75 л. с. Этот трактор может дать повышенные тяговые усилия, а также скорости, позволяющие осуществить скоростную пахоту. Производительность трактора с пятикорпусным навесным плугом увеличится на 35-40% по сравнению с трактором ДТ-54. Его можно сделать колесным, с двумя парами ведущих колес.

Алтайский тракторный завод будет выпускать гусеничный трактор и универсальный колесный трактор-тягач с четырьмя ведущими колесами. Мощность его двигателя 75 л. с., скорость от 4,3 до 30 км/час. Передние и задние колеса тягача имеют одинаковый диаметр. Низкое давление в шинах (1-1,2 атм) способствует лучшей его проходимости на любых почвах, в грязи, по рыхлому грунту. Харьковский тракторный завод также подготовил трактор, более совершенный, чем ДТ-54. Мощность его двигателя увеличена до 75 л. с.

Для выполнения наиболее тяжелых работ по уходу за виноградниками, ягодниками и цитрусовыми плантациями этот завод будет выпускать «узкогабаритный» гусеничный трактор, имеющий ширину всего 980 мм и вес 2,7 Т.

Трактор С-80 — мощный трактор для сельского хозяйства и промышленности. Он поднимает целину, помогает строить дороги, каналы и плотины гидроэлектростанций. Путем его усовершенствования и повышения мощности двигателя до 100 л. с. создан и выпускается трактор С-100. Бес его 11,4 Т.

Новый трактор Т-130 с двигателем мощностью 135 л. с., с навесным оборудованием бульдозера.
Новый трактор Т-130 с двигателем мощностью 135 л. с., с навесным оборудованием бульдозера.

Трактор Т-130 — еще более мощная гусеничная машина с двигателем в 135 л.с. Предназначается для работы в промышленности и на крупных стройках. Вес трактора 15 Т. Наибольшее тяговое усилие 14,5 Т.

Трактор ДЭТ-250 — наиболее мощный из созданных в СССР гусеничных тракторов. На опытных образцах этого трактора установлен дизель мощностью в 250 л.с., соединенный с электрогенератором. Вырабатываемый им постоянный ток питает два электродвигателя, каждый из которых приводит в движение по одной гусенице. Этот трактор-гигант длиной в 6 м будет работать в промышленности, на стройках и на нефтяных промыслах. Вес машины 25 Т; наибольшее тяговое усилие 24 Т.

Советские тракторостроители выпускают также универсальные самоходные шасси с дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 30 л. с. Самоходное шасси СШ-30 и СШ-30А выпускается с комплектом сменного навесного оборудования — с туковой сеялкой, квадратно-гнездовой сеялкой, культи-ватором, косилкой, картофелесажалкой, стогометателем, свеклоподъемником, опрыскивателем и многим другим.

На самоходное уборочное шасси с дизельным двигателем мощностью 65 л. с. можно навешивать рядовую жатку, зерновой комбайн с жаткой и подборщиком, силосоуборочный и кукурузоуборочный комбайны.

Самое маленькое самоходное шасси для чая и горного земледелия имеет двигатель мощностью 8 л. с. Новинкой является самый маленький колесный трактор «Риони» с двигателем мощностью 5 л. с. Он предназначен для работы в садах, огородах, ягодниках и на животноводческих фермах. К нему изготовлены косилки, ротационный плуг и культиватор, транспортная тележка.

Как видите, на наших заводах создано богатое разнообразие колесных и гусеничных тракторов с двигателями от 5 до 250 л. с.

Каждого читающего эту статью, вероятно, интересует вопрос, трудно ли управлять трактором. Ведь многие из тех ребят, которые помогают в уборке урожая, хотят работать трактористами.

Управление колесным трактором мало отличается от управления автомобилем (см. ст. «Автомобили»), Но колесный трактор водить, легче, потому что скорость его значительно меньше, чем у автомобиля.

С гусеничным трактором дело обстоит иначе. Рулевой баранки у него нет; вместо нее — два рычага управления бортовыми фрикционами. Муфта сцепления управляется не педалью, а рычагом.

При движении трактор сохраняет заданное направление по прямой. Для его поворота надо рычагом выключить бортовой фрикцион с той стороны, куда мы хотим повернуть машину.

Так, если мы хотим повернуть вправо, надо перевести на себя рычаг выключения правого бортового фрикциона. Тогда левая гусеница будет забегать вперед и повернет машину вправо. Если же нам нужно сделать более крутой поворот, надо при этом правой ногой нажать на педаль тормоза правой гусеницы. Таким способом можно повернуть трактор на 360°, т. е. сделать поворот почти на месте.

Коробка переменных передач трактора имеет от четырех до девяти передач для движения вперед и от одной до пяти передач заднего хода. Большое количество передач придает тракторам высокую маневренность и позволяет применяться к самым разнообразным условиям работы.

Мощный трактор с двигателем в 250 л.с. Двигатель соединен с гусеницами электропередачей.
Мощный трактор с двигателем в 250 л.с. Двигатель соединен с гусеницами электропередачей.

Переключать передачи у гусеничных тракторов на ходу (как это делается у автомобиля) нельзя. Для этого машину надо остановить.

Практическое обучение езде на тракторах начинают с упражнения в запуске двигателя. Запуск этот у многих машин имеет свои особенности. У автомобиля достаточно нажать кнопку или педаль электростартера — и двигатель заработает. А на тракторе для этого установлен небольшой пусковой бензиновый двигатель, получивший у трактористов название «пускач». Лишь после того как «пускач» запущен и достаточно прогрет (после нескольких минут его работы), включают муфту, соединяющую его с двигателем трактора. «Пускач» проворачивает коленчатый вал основного двигателя и, когда этот последний начнет работать, автоматически отключается. Двигатели малых тракторов заводятся рукояткой.

В последнее время появился трактор, который движется без тракториста — при помощи автоматического устройства. Сперва тракторист делает на тракторе первую борозду, затем устанавливает в нее автоматическое устройство. Оно перемещается по борозде впереди трактора. Изгибается, допустим, борозда влево — автоматическое устройство поворачивает трактор влево. Причем поворачивает ровно на столько, на сколько требуется. А если на дороге встретится какое-либо препятствие, трактор сам остановится — для этого тоже есть специальный автомат. «Автоматический тракторист» может работать в любую погоду, днем и ночью. Создал его тракторист И. Г. Логинов. Это еще один важный шаг по пути широкой автоматизации управления сельскохозяйственными машинами. Для нашей великой страны требуется большое разнообразие тракторов. Но у всех них должны быть хорошие тяговые качества (приспособления для работы с прицепными или навесными орудиями, приспособления, автоматизирующие управление сельскохозяйственными орудиями (гидроподъемник и др.); тракторы должны быть удобными в управлении, способствовать максимальному повышению производительности труда.