Как делаются ткани и какие они бывают


Итак, мы получили из текстильного волокна пряжу. Как же из пряжи сделать ткань?

Процесс производства тканей из пряжи называется ткачеством. Его выполняют на ткацких станках. Ткань вырабатывается в виде длинной полосы, которую затем разделяют на куски.

Из пряжи на ткацких станках делают ткань. Это простейший ткацкий станок — у него только две ремизки.

Из пряжи на ткацких станках делают ткань. Это простейший ткацкий станок — у него только две ремизки.

Если рассмотреть поверхность ткани в лупу, то видно, как отдельные нити, идущие вдоль куска,— основные — переплетаются с нитями поперечного направления — уточными. Нити основы идут параллельно друг другу вдоль всего куска ткани. Поэтому, прежде чем основная пряжа поступит на ткацкий станок, необходимо уложить рядами ее длинные нити. Для этого их наматывают параллельно на общий валик — навой. Нити основы должны быть достаточно натянуты для того, чтобы в процессе ткачества они плотно переплетались с уточными нитями, образуя прочную ткань. Кроме того, нити основы должны свободно раздвигаться всякий раз, когда челнок с уточной нитью пролетает между ними, прокладывая нить утка (до 220-240 раз в минуту). Чтобы основа не обрывалась при ткачестве, нити ее пропитывают специальным клеящим составом — шлихтой. Чтобы можно было управлять порядком раздвигания нитей основы при прокладывании между ними нитей утка (создавать желаемое переплетение нитей в ткани), каждая нить основы в отдельности предварительно продевается («пробирается») через специальную петельку — глазок, — привязанную к планкам рамки, называемой ремизкой, а также между зубьями берда (металлического гребня).

Все операции, выполняемые с основными нитями до того, как они поступят на ткацкий станок, производятся автоматическими и полуавтоматическими машинами: мотальными, сновальными, шлихтовальными и проборными станками.

Уточная пряжа такой подготовки не проходит. Ее иногда лишь увлажняют или эмульсируют, чтобы сделать более упругой и гладкой.

Подготовленные нити основы и утка поступают на ткацкий станок. При ткачестве нити основы, намотанные на навой, помещаются позади станка, свиваются с навоя и идут на станок в виде горизонтального полотна. Основа сматывается с навоя 1 под натяжением, которое регулируется грузом или специальными регуляторами. Каждая нить, как мы уже указывали, продета в глазок ремизки 2. Ремизки могут подниматься или опускаться. При подъеме некоторых ремизок (хотя бы одной) часть нитей основы поднимается, а другая опускается, причем между ними образуется пространство (как бы двугранный угол), называемое зевом. В это пространство и пролетает челнок 3. В челноке находится шпуля с уточной нитью. Сматываясь со шпули, уточная нить остается в зеве, располагаясь поверх одних и под другими нитями основы. Затем ремизки возвращаются в первоначальное положение, и нити основы совмещаются снова в одну плоскость. А бердо 4, заключенное в качающейся раме (батане), прибивает нить утка, принесенную челноком, к проложенным ранее нитям (опушке ткани). Готовая ткань наматывается на товарный валик 5 в рулон.

На ткацком станке с двумя ремизками можно вырабатывать ткани с самым простым переплетением нитей — полотняным. Чтобы получить ткани с более сложными переплетениями, необходимо большее количество ремизок — до 24. Ткацкие станки в таких случаях оборудуются специальными ремизо-подъемными каретками. Ткани с крупными узорами вырабатываются на так называемых жаккардовых машинах. В создании узора таких тканей участвует несколько сотен основных нитей.

Если рассмотреть поверхность ткани с лицевой стороны в лупу, то видно, как основные нити, идущие вдоль куска, переплетаются с нитями поперечного направления — уточными. Изображают переплетение на канвовой бумаге: 1 — полотняное переплетение: 2 — саржевое переплетение: 3 — сатиновое переплетение.
Если рассмотреть поверхность ткани с лицевой стороны в лупу, то видно, как основные нити, идущие вдоль куска, переплетаются с нитями поперечного направления — уточными. Изображают переплетение на канвовой бумаге: 1 — полотняное переплетение: 2 — саржевое переплетение: 3 — сатиновое переплетение.

Как же строятся переплетения нитей в тканях? Основные нити ложатся в ткани в определенном порядке — то сверху, то снизу утка. Последовательность, в которой переплетаются нити основы и утка, создает тот или иной рисунок переплетения нитей в ткани и придает ей различные свойства. Количество рисунков ткацких переплетений очень велико. По сложности ткацкие переплетения делятся на гладкие (они называются также простыми), мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые. Переплетение нитей всегда рассматривают с лицевой стороны ткани. Его изображают на клетчатой, так называемой канвовой, бумаге. Каждый вертикальный ряд клеток соответствует нити основы, а горизонтальный — утка; каждая клетка— пересечение этих нитей. Если сверху лежит основная нить, то клетка закрашивается, а если уточная — оставляется белой. Это очень облегчает зарисовку переплетений.

Любое переплетение строится из определенного числа нитей основы и утка, после которого оно снова повторяется. К гладким переплетениям относятся полотняное, саржевое и сатиновое. Самое простое и распространенное переплетение — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну. Через каждые две нити переплетение повторяется. Ткань полотняного переплетения очень прочна. Поверхность ее гладкая, матовая, одинаковая с лица и изнанки. Ситец, бязь и многие другие хлопчатобумажные ткани, почти все льняные (полотно, парусина и т. п.), а также шелковые ткани имеют полотняное переплетение нитей.

Ткани саржевого переплетения легко отличить по косым полоскам на поверхности, идущим обычно слева направо и снизу вверх. Такое переплетение нитей имеют главным образом шерстяные ткани: бостон, шевиот, коверкот и др., — а также шелковые подкладочные и некоторые хлопчатобумажные ткани.

Поверхность тканей сатинового переплетения гладкая, блестящая, потому что основные и уточные нити в них редко изгибаются.

На лицевой стороне такой ткани образуется как бы настил из уточных (или основных) нитей. Однако при таком строении ткань получилась бы недостаточно прочной: ведь основные и уточные нити в ней переплетаются сравнительно редко. Поэтому, чтобы сделать ткани прочнее, их вырабатывают очень плотными. Сатиновое переплетение нитей имеет сатин — ткань, которую вы все хорошо знаете.

«Железный шелкопряд»

«Железным шелкопрядом» называют огромную машину, превращающую синтетическую смолу в тонкие, как паутинки, нити капроновой или нейлоновой пряжи. Сначала в этой машине смола плавится. Потом ее вязкая масса продавливается сквозь узкие отверстия. Получающаяся при этом смоляная нить охлаждается и, наконец, вытягивается в тончайшую паутинку, которая наматывается на большие катушки.

Шелковичный червь наматывает на свой кокон самое большее 0,5 Г шелковой паутинки в 700 м длиной. А «железный шелкопряд» каждый час наматывает на каждую из своих 92 катушек по 1,5 кГ шелковых паутинок. Если сложить вместе все паутинки, приготовленные «железным шелкопрядом» за один лишь день, получится ниточка длиной в 700 тыс. км — от Земли до Луны и обратно. В 1965 г. у нас в стране будет изготовлено около 1,5 млрд. м шелковых тканей. И для большей части из них создадут нити из синтетического волокна «железные шелкопряды».