Широкий экран, стереозвук и кинопанорама
Существует несколько систем широкоэкранного кино. Наиболее совершенные из них создают очень сильное впечатление. На широком экране резко тормозит автомобиль. И зрители, словцо пассажиры, наклоняются, упираются ногами в пол, стискивают зубы. На экране — палуба маленького суденышка, то взлетающего, то проваливающегося на морских волнах. И зрителей, подверженных морской болезни, начинает укачивать.
В широкоэкранном кино зрителю прежде всего бросаются в глаза размеры и форма экрана. Ширина его гораздо больше обычной — 15-20 м. А высота немного больше обычной. Мы смотрим двумя глазами, и в высоту каждый глаз видит столько же, сколько и другой, тут они друг другу не помогают. Зато в ширину два глаза вместе захватывают пространство, почти в два раза большее, чем один. И ширину экрана приходится делать в 2-2,5 раза больше его высоты. Потому-то новый экран и называют широким, ведь у обычного киноэкрана ширина больше высоты всего лишь на одну треть. Для того чтобы широкий экран еще лучше «окружал» зрителя, его делают вогнутым.
Широкий вогнутый экран — сложное и громоздкое сооружение. Он поместится далеко не в каждом кинозале. Но это еще не все.
Одна из главных трудностей — кинопленка. Размер каждой картинки на ней приблизительно 1,5 х 2 см. Увеличенное изображение этих картинок проекционный аппарат и отбрасывает на экран. В обычном кино изображение увеличивают в 200, даже в 300 раз. При таком увеличении мушиная лапка покажется нам волосатым бревном. А для широкого экрана увеличение нужно в 800, а то и в 1000 раз.

Кинофильмы снимают в различных условиях
При таком увеличении малейший недостаток пленки становится огромным, а недостатков у нее много. Главный из них, пожалуй, в том, что изображение- на пленке состоит из отдельных зернышек. На экране оно распадается на пятна, делается рябым, нечетким. Значит, для широкоэкранного кино необходимо улучшать качество кинопленки.
Другая трудность — это размещение широкоэкранной картинки на кинопленке. На рисунке 2 хорошо видно, что ширина каждой картинки на одну треть больше ее высоты. Сделать ширину в 2,5 раза больше высоты не так просто. Ведь это будет около 4 см, а ширина обычной кинопленки 3,5 см. Да еще по бокам на ней два ряда отверстий, на которые нельзя залезать. Как же быть? Уменьшить высоту? Но тогда и вся картинка уменьшится и увеличение потребуется еще большее.
Выходить из этого положения можно по-разному. Около двадцати лет назад французский оптик проф. Кретьен придумал особый хитроумный объектив. Изображение предметов, снятых через такой объектив, искажается, как в кривом зеркале, — они словно «худеют». Вместо тыквы, например, получается кабачок. Но если на проекционном аппарате поставить специальный объектив, то он исправит дело, и на экране кабачок снова превратится в тыкву. Получается именно то, что нам надо: узкое изображение на пленке и широкое — на экране.
Еще одна трудность широкого экрана — это свет. Чтобы осветить маленькую комнату, достаточно маленькой лампочки, для большой комнаты и лампочка нужна побольше, помощнее. Для нормального киноэкрана хватает света от обычной проекционной лампы. Для широкого, большого экрана нужен целый прожектор с мощной электрической дугой, со сложной системой охлаждения.
Наконец, очень сложное дело — звук в широкоэкранном кино. В жизни мы привыкли к тому, что звук слышен с той стороны, где находится его источник. Так, мы поворачиваем голову на шум мотора и действительно видим мотоцикл или автомобиль.
В обычном кино громкоговорители стоят возле экрана. Изображение и звук приходят к нам с экрана. Но в широкоэкранном кино экран занимает все поле зрения, и нам кажется, что мотоцикл пересекает весь зал, от одной стены до другой. При этом и звук должен перемещаться. Поэтому громкоговорители ставят в разных местах и для каждого делают отдельную запись звука, на отдельной дорожке.
В простом кино одна звуковая дорожка, в широкоэкранном — не меньше четырех. Здесь с каждого бока кинопленки проходят по две дорожки. На одной записан звук для левой группы громкоговорителей. Если мотоцикл выезжает слева, то сначала работает эта группа. Потом запись переходит на вторую дорожку, для центральных громкоговорителей. От третьей дорожки работает правая группа. Наконец, четвертая дорожка управляет громкоговорителями, подвешенными вокруг всего зала. Она используется для создания мощных звуковых эффектов, охватывающих весь зал, например грома. Такая звуковая система называется стереофонической, т. е. объемного звучания.
И все-таки широкоэкранный кинематограф имеет недостаточно широкий экран. Для того чтобы создать у зрителя полное ощущение его участия в происходящих на экране событиях, создать так называемый «эффект присутствия», нужно довести ширину экрана до 25-30 м. Способ Кретьена не дает такой возможности. Более полный «эффект присутствия» дает панорамный кинематограф, или кинопанорама.

Схема панорамного кинематографа.
Есть несколько видов кинопанорамы. Большинство панорамных кинотеатров показывает фильмы, снятые на трех отдельных пленках. Стереофонический звук записан на особой магнитной ленте с девятью дорожками. Схема этого способа показана на рисунке. В нижней части схемы — съемочный аппарат. Он снимает на три пленки лыжников, съезжающих с горы.
На каждой пленке получается своя часть изображения. Внизу справа звукооператор записывает звук с помощью расставленных по всей сцене микрофонов. После обработки три пленки и магнитная лента поступают в кинотеатр.
Здесь каждый из трех проекционных аппаратов отбрасывает увеличенное изображение своей пленки на свою треть огромного вогнутого экрана. Магнитная лента воспроизводит записанный на ней звук через особый аппарат — фильмофонограф — и передает его к девяти группам громкоговорителей (пять за экраном и четыре в зрительном зале).
Сейчас советские ученые работают над созданием кинопанорамы, использующей только одну пленку шириной не 35, а 70 мм.
Создана также круговая кинопанорама. В кинотеатре, оборудованном на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве, 11 проекционных аппаратов одновременно отбрасывают изображение на 11 экранов, окружающих зрительный зал со всех сторон. Зрители оказываются в самом центре происходящего действия. А куполообразный потолок зала охвачен вторым кольцом экранов, на которые работают еще 11 кинопроекторов. Стереофонический звук воспроизводят 9 групп громкоговорителей. Они размещены позади экранов на стенах, на потолке и даже в полу.
Широкий экран еще очень далек от совершенства. Но это не просто новый вид зрелища. Широкий экран — это новая пленка, новые объективы, новые экраны, новый звук, новые источники света. Поэтому можно с уверенностью сказать: широкий экран — это дорога в завтрашний день кинематографа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.