На выставке будущего (окончание)


Отдельный раздел павильона посвящен солнечней энергетике. Мы видим макеты гелиоэлектростанций, работающих в солнечных районах наших среднеазиатских республик. Построить такие электростанции позволили достижения физики полупроводников. За эти десятилетия появились полупроводниковые элементы, достаточно экономично превращающие лучистую энергию Солнца в электрический ток.

В 1960 г. такие полупроводниковые солнечные электростанции питали энергией лишь небольшие радиоприемники, телефонные устройства или, в крайнем случае, комнатные вентиляторы. Да еще на искусственных спутниках Земли оказалось возможным их использовать. А теперь тысячи гектаров среднеазиатских пустынь покрылись полупроводниковыми пластинками гелиостанций.

А вот стенд, посвященный применению совершенно нового для нашей страны «ископаемого» — подземного тепла. Электростанции, использующие даровой пар, идущий из земных недр, оказывается, уже работают на Курильских о-вах, Камчатке, на Кавказе.

...И, наконец, атомная энергетика. Макеты гигантских электростанций мощностью 2,2 и даже 5 млн. кет. Мы могли предвидеть и в наше время могучий расцвет атомной энергетики. Его планировали наши ученые. Могли мы предвидеть, что появятся и термоядерные электростанции. Об одной из них рассказывают щиты и макеты.

Но пойдем дальше — в павильон, над входом которого написано: «Транспорт».

Здесь представлены все виды транспортных машин — для сообщения по воздуху и по воде, под водой и по земле, под землей и в космическом пространстве.

Рядами стоят образцы автомобилей. Легкие обтекаемые кузова из прозрачных пластмасс, небольшие колеса, небольшие, но мощные двигатели. И среди них — первые машины, управляемые не баранкой и педалями, а биотоками, рожденными человеческой мыслью...

...Новейшие вагоны и локомотивы...

Пассажирские вагоны предоставляют пассажирам не меньше удобств, чем океанские суда. А локомотив, конечно, электрический или газотурбинный. Рейс Москва — Владивосток и обратно можно совершить и вовсе без машиниста. Локомотивом будет управлять автомат. Он остановит состав на нужных станциях, выполнит все сигналы светофоров.

Морские и речные суда — в фотографиях, моделях. В натуральном виде эти громадины не поместились бы не только в павильоне, но и на площади перед ним. Наиболее интересны суда на подводных крыльях.

А вот и удивительное на первый взгляд двухкорпусное судно. Впечатление такое, словно обычный корабль разрезали вдоль оси, а потом составили половинки, переменив места так, что плоскости разреза оказались снаружи, а внешние борта — внутри. Такому судну вода оказывает при движении намного меньше сопротивления, чем обычному.

Значительная часть двигателей судов использует энергию атомных реакторов. В результате грузоподъемность значительно выросла. К тому же суда получили возможность длительное время не заходить в порты.

...Самолеты! Большая часть из них также представлена в моделях. Ведь они значительно превосходят по размеру сегодняшние ТУ-114. Но и модели с короткими выразительными табличками характеристик дают довольно отчетливое представление об их развитии.

Прежде всего о самолетах для дальних рейсов. Еще больше выросли скорости этих самолетов; 3000-5000 км/час — обычная крейсерская скорость огромных летающих лайнеров, поднимающих 500-900 пассажиров. Высота их полета до 20-25 км. Наряду с турбореактивными на некоторых моделях появились вспомогательные — прямоточные реактивные двигатели. При таких скоростях они стали уже экономически выгодными.

...Совершенно новый вид транспорта — пассажирские ракеты дальнего действия. Вот схема такой трехступенчатой ракеты. Две ступени служат для взлета на высоту нескольких сотен километров, а третья, крылатая,— для торможения при посадке. На стене — карта почтово-пассажирских линий, обслуживаемых этими ракетами. Полет из одного полушария в другое на расстояние в 20 тыс. км занимает менее часа.

...Космические ракеты! Оказывается, человек протянул уже транспортные линии не только по поверхности земного шара, но и к другим планетам солнечной системы. В павильоне демонстрируются отдельные детали лунных ракет самого разнообразного назначения: грузовые, пассажирские, для полета вокруг Луны, для посадки на Луну и взлета с нее. Но больше всего останавливаются посетители у макетов марсианских кораблей. На шести таких кораблях недавно на Марс вылетела первая комплексная экспедиция. Сейчас она еще в полете в беспредельном океане пространства, разделяющего планеты...

Мы вышли из павильона. Над нами голубое небо июньского полудня. Ветер доносит пьянящий запах цветов. Впереди — длинный ряд еще не осмотренных павильонов. Их много, а время нашей экскурсии в будущее стремительно идет к концу.

Проходим мимо павильона сельхозмашин. Там тоже царствует автоматика. Минуем павильон приборов. Нет сомнения, что бесконечно усложнились механические органы чувств — измерительные приборы.

Остается неосмотренным и павильон двигателей — бесчисленных, разнообразных, приводящих в движение все наши машины — от электробритвы до гигантского ледокола. Но мимо павильона с надписью: «Цех бездоменного получения железа» — пройти невозможно.

...Ленты транспортеров, дробилки, какой-то длинный вращающийся цилиндр, а за ним— прокатный стан, из которого выбегает длинная нить готового рельса. А вот и принципиальная схема процесса.

Железная руда поступает в дробилки и сепараторы. Они отделяют пустую породу, а размельченная в порошок руда направляется в печь прямого восстановления металла.

Восстановление осуществляется пламенем водорода. Температура его такова, что металл не плавится. Тонкий порошок восстановленного чистого железа поступает для плавки в специальную электропечь. Здесь в металл добавляют легирующие примеси, и он непрерывной струйкой поступает в кристаллизаторы, а из них — на валки прокатного стана. Процесс превращения руды в готовый стальной прокат занимает всего несколько десятков минут.

В павильоне подземной газификации угля мы узнали, что промышленные станции подземной газификации уже широко распространены.

Оказывается, не только уголь, но и многие другие полезные ископаемые добывают теперь из-под земли бесшахтным методом, с помощью буровых скважин. Так добывают, например, поваренную соль: накачивают в скважину горячую воду и откачивают насыщенный раствор. Серу плавят подаваемым под землю паром и откачивают в жидком виде. Некоторые руды растворяют соответствующими кислотами и щелочами и тоже откачивают. Все реже приходится человеку спускаться под землю.

Осмотреть всю выставку за один раз просто невозможно. Что же общего во всех виденных нами машинах?

Первое и главное — выросла их производительность: скорость транспортных машин, коэффициент полезного действия энергетических машин и, конечно, количество продукции самых различных «изготовляющих» машин. Этот рост производительности труда достигался главным образом при помощи широкого внедрения автоматизации и комплексной механизации. Но выросли и мощности. В распоряжении человека, управляющего машиной, стало больше энергии. Важное значение при совершенствовании машин имели и новые материалы, и в первую очередь пластмассы.