Ожившая фотография


Рассмотрите фотоснимок (рис. 1). На нем все точно так, как это было б тот миг, когда фотограф нажал на спуск своего аппарата. То же небо с летящим самолетом, то же тенистое дерево, те же люди под ним. Но неподвижен самолет, не колышется листва, и люди застыли, совсем как в сказочном сонном царстве. Каким же волшебством оживить это царство, как возвратить ему движение?

Фотография оживает в кино. Конечно, одну фотографию оживить нельзя. Для кино их нужно много. На рис. 2 показана часть киноленты. Здесь несколько картинок-кадров, и все они па первый взгляд одинаковые. Но присмотритесь внимательнее — и вы увидите, что картинки все-таки немножко разные.

Рассматривая их одну за другой, вы сможете проследить все движения изображенных предметов. А если сменять эти картинки быстро-быстро, с неуловимой для глаза скоростью? Вы уже не сможете уловить, когда одна картинка сменяется другой, и движение покажется вам непрерывным.

Киносъемочная камера 24 раза в секунду приоткрывает свой «глаз» и делает снимок. А потом пленка с этими снимками бежит в проекционном аппарате. Двадцать четыре снимка в секунду сменяют друг друга на экране.

Так кино возвращает людям, листьям, самолетам движение, застывшее в момент съемки. И зрителю кажется, что не было ни съемочного аппарата, ни пленки, ни маленьких кадров на ней. Ему кажется, будто действие происходит только сейчас, перед его глазами

Кинематограф родился немым. Он не говорил, не пел, не смеялся. Беззвучно скользили по экрану герои фильмов. Бесшумно, как по вате, скакали кони.. Блестя и играя на солнце, падали с круч молчаливые водопады. Это было очень странное зрелище. Недаром молодой кинематограф часто называли «Великий Немой».

Кино оставалось немым более тридцати лет. За эти годы в технике появились фотоэлементы, радиолампы, усилители электрических колебаний, громкоговорители — все необходимое для создания звукового кино. И тогда сразу много изобретателей в разных странах придумали звуковое кино.

У нас в СССР его изобрели одновременно два ученых — А. Ф. Шорин и П. Г. Тагер.

В деталях их системы различались, но сущность была одна. Звук записывался на кинопленку и печатался вместе с изображением. Кадрики изображения пришлось уменьшить и сдвинуть в сторону.

С одного края пленки освободили место для звукозаписи — звуковую дорожку. Она видна на рисунке 3, где показана схема записи звука по способу Шорина. Сначала звук с помощью микрофона превращают в электрические колебания. Затем через усилитель их подводят к очень чувствительному прибору — гальванометру.

Под действием колеблющегося тока ленточка гальванометра колеблется в магнитном поле и то больше, то меньше загораживает световой лучик, идущий от лампы к кинопленке. От этого и кинопленка освещается то больше, то меньше. Пленка бежит в аппарате, светлые места чередуются с темными. Потом звуковую пленку проявляют и печатают вместе с изображением. На звуковой дорожке видны черные и светлые зубчики. Это и есть записанный звук.

Как же заставить пленку зазвучать? Для этого в кинопроекционном аппарате тоже ставят лампу, а перед ней делают узкую щелочку (рис. 4). Тоненький луч попадает на звуковую дорожку, за которой находится электрический глаз — фотоэлемент. Этот прибор под действием света дает электрический ток. Когда на пленке попадается светлый зубчик, луч вспыхивает, 
фотоэлемент дает больший ток. А набежит темный зубчик — закроет луч, как туча, и ток в фотоэлементе уменьшится. Так снова получаются электрические колебания. Их усиливают и подводят к громкоговорителям.

Актеры на экране заговорили, запели, зашаркали ногами, защебетали птицы, зашелестели листья, запыхтели паровозы — «Великий Немой» заговорил.

Все мы очень любим кино. Это самое массовое из искусств. Но кино не только искусство. Кинематография — крупная отрасль промышленности, оснащенная сложнейшей современной техникой. За всем тем, что мы видим на экране, скрывается напряженный труд большого коллектива, работа предприятия, оборудованного совершенными машинами и приборами.

Съемка кинофильма — это огромный труд. То, что пройдет на экране всего за несколько минут, снималось многие часы (см. цв. рис. и рис. 6). Но вот съемка кончена, погасли прожекторы, ушли актеры. Из киносъемочного аппарата вынимают светонепроницаемую кассету с отснятой кинопленкой. Вторую кассету с записанным звуком вынимают из аппарата в комнате звукозаписи, соединенной со съемочным павильоном проводами.

Кинопленки с заснятым изображением и записанным звуком должны быть проявлены. В цехе обработки пленки стоят большие и сложные проявочные машины (рис. 5). Увлекаемая вращающимися барабанами и роликами, пленка опускается на дно глубоких баков и снова выходит на поверхность. Сначала она попадает в бак с раствором проявителя, затем промывается водой и идет в бак с фиксажным раствором. После фиксажа пленка снова промывается в воде и попадает в сушильный шкаф. Высушенная пленка наматывается на приемную катушку машины. Путь цветной пленки еще сложнее.

Когда негативы изображения и звука проявлены, с них на копировальных аппаратах печатаются позитивы. Их тоже проявляют и передают в цех монтажа. Монтажницы к каждому куску пленки с изображением подбирают соответствующий звук и подкладывают пленки
так, чтобы звуки совпадали с движениями.

Эту работу делают на специальных звукомонтажных аппаратах.

Звукомонтажный аппарат — это кинотеатр для одного человека. Пленка с изображением бежит в проекционной головке аппарата перед яркой лампой. Монтажница смотрит на экранчик размером чуть больше почтовой открытки. А пленку со звуком помещают в звуковую часть аппарата. На кронштейне над аппаратом приделан громкоговоритель.

Под ногами у монтажницы две педали. Одна педаль — ход вперед. Нажмешь ее сильно — фильм побежит в аппарате быстро. Послабее нажмешь — движение замедляется. А если отпустить педаль, обе пленки совсем остановятся. Так легко рассмотреть картину во всех подробностях, чтобы все точно подогнать. А нужно какое-нибудь место повторить—монтажница нажимает педаль заднего хода. Обе пленки бегут назад. Добежали до нужного места— стоп, опять поехали вперед. Если звук начинает отставать от изображения, звуковую пленку укорачивают, вырезая кусочки на паузах между словами. А если звук забегает вперед, паузы увеличивают, вклеивая кусочки пленки.

Готовый фильм отправляют на кинокопировальную фабрику. Там со смонтированных негативов изображения и звука печатают копии на одну пленку и проявляют в проявочных машинах. Копий печатают много — несколько сотен. Их рассылают по всей стране, чтобы сразу в сотнях кинотеатров показать премьеру. И миллионы зрителей, затаив дыхание, ловят каждое слово, каждое движение актеров на экране.

Впечатление еще усиливается, если кинофильм цветной. Цвет в кино появился недавно. А сначала создали цветную фотографию. Массовое развитие цветного кино приходится уже на послевоенные годы. Теперь картина стала еще более жизненной, более правдоподобной; цветная, она живет, движется, говорит. Но все же она осталась картиной: зритель сидит в зале, а действие происходит в рамке на стене.